Глава 3. Мировой опыт реформирования потребкооперации.
Шведская модель.
Происходящие рыночные преобразования требуют изменения деятельности белорусской потребительской кооперации на основе опыта стран с развитой рыночной экономикой, особенно тех, в которых сложилась система социального рыночного хозяйства(Швеция, Дания). Этот опыт показывает, что потребительские кооперативы, в том числе и потребительская кооперация, вполне способны к эффективной деятельности.
В странах Западной Европы имеется немало кооперативов, которые занимают в ряде отраслей лидирующие позиции. После проведения организационных и структурных мероприятий они адаптировались к требованиям рыночной экономики, выдержав конкурентную борьбу с предприятиями других форм собственности. В результате конкурентной борьбы между кооперативами и различными коммерческими структурами в конечном итоге выиграли.
Шведская модель потребкооперации
особенности, принципы управления, результаты:
Основные методы её развития. В 1992-1993 годах кооперативный союз этой страны пережил тяжелый финансовый кризис, Убытки за эти два года составили два миллиарда шведских крон. Поворот произошел – 1994 году, когда была разработана и начала проводиться в жизнь программа укрепления позиции потребкооперации на рынке, концентрации усилий преимущественно на розничной торговле, мобилизации финансовых ресурсов, в том числе за счет избавления от неэффективно используемого имущества, привлечения средств членов пайщиков.
В 1995 году прибыль Кооперативного союза составили 201 миллион шведского крона, в 1996 – 258 миллионов. Количество членов потребительской кооперации постоянно растет. В 1994 году их было 2261 тысяча, в 1995-м – 2318 тысяч, в 1996-м 2345 тысяч человек. Исходя из того, что все население Швеции составляет восемь с половиной миллионов человек, можно считать, что с учетом членов семей в потребительскую кооперацию вовлечена примерно половина жителей городов и сел.
Составные части модели.
Особенности шведской модели потребкооперации целесообразно отметить для оценки достигнутых результатов. Эти особенности дают основание говорить об особой шведской модели кооперации. Вот главные составные части этой модели.
Первое - это высокая степень централизации управления хозяйственной деятельности при обеспечении демократических прав членов пайщиков.
Второе - четкое разграничение прав и обязанностей представительных и исполнительных органов. Взаимодействие между демократически избранными представителями кооперативных обществ и профессиональным менеджментом.
Третье - применение широкой системы льгот для членов-пайщиков. Четвёртое - активное участие потребкооперации в защите прав потребителей и охраны окружающей среды.
Пятое - привлечение средств членов-пайщиков в качестве одного из весомых источников формирования собственных оборотных средств.
Значит шестьдесят пять процентов потребительских обществ полностью передали свои хозяйственные функции. Кооперативному союзу Швеции. Если судить по оценкам, то в ближайшее время уровень концентрации хозяйственной деятельности достигает восьмидесяти процентов. Вот давайте и подумаем, чем обосновано это Руководители КФ считают, что концентрацию хозяйственных функций представляют собой более высокую форму сотрудничества между потребительскими обществами и созданным ими Кооперативным союзом. Она дает возможность, наиболее эффективно использовать потенциал потребкооперации.
Преимущества, которые даёт потребительская кооперация: возможность выступления на потребительском рынке единой организации (группа КФ), она способна реально влиять на ассортимент и качество товаров, уровень их цен. Чем крупнее закупки товаров, тем, как правило, больше возможностей для отстаивания интересов членов-пайщиков как потребителей. Закупки товаров КФ ведет на основе генеральных соглашений с фирмами-поставщиками.
Располагая большими материальными и финансовыми ресурсами. Кооперативный союз создал современную инфраструктуру для снабжения розничной торговой сети.11 транспортно-складских комплексов бесперебойно выполняют эти функции.
Высокая концентрация хозяйства позволила организовать эффективное управление розничной торговой сетью. Разработанные КФ концепции развития розничной торговой сети подкреплены соответствующими механизмами управления. То есть здесь все логично увязано.
Демократия и бизнес
В соответствии с кооперативными принципами в шведской кооперации созданы условия для нормального функционирования демократического управления. Их главная функция организационно-массовая работа среди членов потребкооперации.
Район деятельности этого общества подразделен на 35 регионов (участков). В каждом из них избираются региональные правления, действующие на общественных началах, выборные комитеты (советы) и комиссии при магазинах.
Главный управляющий обеспечивает управление хозяйственной деятельностью потребительского общества, Его аппарат (менеджмент) состоит из 5 основных подразделений. Два из них осуществляют прямое руководство сетями магазинов различных типов. Одно – организует товароснабжение. Одно - предоставляет консультационные услуги по эффективной организации торговых процессов, внедрению различного рода ноу-хау, экономии издержек обращения и др. Эти услуги оказываются на платной основе. Имеется также одно небольшое подразделение, выполняющее административные функции.
В Швеции, как и в других западных странах, члены потребкооперации рассматриваются как совладельцы, потребители и лояльные клиенты. Для них создана гибкая и эффективная система льгот.
Члены-пайщики не только пользуются преимуществом и льготами, вытекающими из принадлежности к потребкооперации, но и поддерживаю ее своими денежными средствами. В этих целях создана сеть так называемых спаркасс _ сберегательных касс потребкооперации. В любом магазине кассир, принимающий плату за покупку товаров, одновременно выполняет функции операторов спаркассы. Совмещение подобных функций значительно удешевляет весь процесс привлечения денежных средств. Выгодность вкладов в спаркассы состоит прежде всего в том, что по ним выплачиваются более высокие дивиденды (примерно на 1,5 процентов, чем коммерческих рынка).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.