Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 14

     В настоящее время в коммерческой деятельности потребительской кооперации преобладают местные, локальные интересы. Многие коммерческие сделки, заключаемые райпотребсоюзами, не обеспечивают экономического эффекта из-за небольших объемов поставок, в соответственно и более высоких цен. В то же время межрайонные оптовые базы за последние годы существенно сократили свою долю в поставках товаров основному звену потребительской кооперации.

    Материальная база и кадровый потенциал этих крупных оптовых предприятий используется неэффективно. Межрайонные оптовые базы вынуждены заниматься несвойственными им видами деятельности розничной торговлей, заготовками, производством и т.д. На данном этапе это вынужденная мера, путь к самовыживанию и к финансовой стабилизации, Однако если эти процессы приобретут неуправляемый характер и в обозримом будущем не удается восстановить связи межрайбаз с райпотребсоюзами, то это может  стать и началом разрушения системы потребкооперации, Без крупного, эффективно действующего опта невозможно будет обеспечить главную уставную цель – удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах.

      Таким образом, главной и наиболее важной составной частью реформ в системе потребкооперации нашей республики должно стать реформирование торговли. В целях обеспечения управляемости отраслью необходимо восстановить вертикаль на принципиально новой основе. Это могут быть областные и республиканские объединения со статусом ассоциации, концерна, холдинговой компании с функциями отличными от тех, которые выполняли оптовые конторы. В зависимости от статуса объединения определяется состав предприятий и их взаимоотношения с органами управления. Например, при создании областной ассоциации кооперативной торговли в состав ее учредителей могут войти все межрайбазы, а ассоциированным  членом может сугубо добровольной основе оптовая база или любая другая организация.

      При создании объединения со статусом холдинговой компании межрайонные оптовые базы преобразуются в совместные предприятия райпотребсоюзов их зоны деятельности и облпотребсоюзов. В данном случае управленческая вертикаль  обеспечивается за счет того, что за областными потребсоюзами остается более 50% собственностью межрайбаз. Не исключается даже возможность простого преобразования межрайбаз в совместные предприятия райпотребсоюзов и райпо без образования холдинга. Аналогично оптовые базы райпотребсоюзов могут быть преобразованы в совместные предприятия потребительского общества.

     Главное  при реформировании системы потребкооперации заключается в том, чтобы избежать нормализации не проводить реформ    ради реформ и  смены вывесок. Каждое из мероприятий должно быть тщательно подготовлено и экономически обосновано. Не следует также рассчитывать на сиюминутные высокие результаты. Даже самые успешные преобразования в современных условиях будут способствовать негативных последствий перехода к рынку, могут избежать банкротства отдельным организациям. Однако реализация реформирования потребительской кооперации правовую базу для эффективного функционирования  всех звеньев потребительской кооперации в будущем, когда рыночный механизм в народном хозяйстве республики заработает в полную силу.

 Список литературы.

1.  Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка.-учебное пособие. - Гомель:ГКИ,1989.-

2.  Владыко, В.С. Об итогах социально-экономического развития потребительской кооперации за 1998 год и мерах по увеличению собственных товарных ресурсов в 1999. - №3 – с.1-3.

3.  Владыко, В.С. О дальнейшем совершенствовании управления кооперативным хозяйством// Вести потребкооперации. -1997. - №3- с.1-3.

4.  Владыко, В.С. О реформировании потребительской кооперации Республики Беларусь //

5.  Вести потребкооперации. – 1995. - №3- с.3-5.

6.  Владыко, В.С. Шведская модель  потребкооперации: особенности, принципы управления, результаты // Вести потребкооперации. – 1998. - №6 – с.2.

7.  Капштык, А.И. Потребительская кооперация: курс нуждается в корректировке / Коновалов, В // Финансы, учёт аудит. – 2001.- №9 –  с. 21-29.

8.  Капштык, А.И. Реформирование основных отраслей деятельности потребительской кооперации Беларуси // Менеджмент и маркетинг. – 2005. - №1- с. 44-49.

9.  Колесников,В. Потребительская кооперация в рыночной экономике / Шкляр, М. //АПК: экономика и управление. – 2005. - №6 – с. 64-68.

10. «Круглый стол». Кооперативная собственность: кому она принадлежит // Советская потребкооперация. – 1990. - №9 – с.16-21.

11. Кулешов,В.В. Итоги деятельности Белорусского республиканского союза потребительских обществ и направления дальнейшего развития // Потребительская кооперация. – 2004. -№2 – с. 4-16.

12. Мадеев,З. Повышение конкурентоспособности торговли / Левин,С // Вести потребкооперации. – 1997. - №4 – с.2.

13. Максименко,Н. Альтернатива – приватизация / Колесников,В. // Гермес. – 2004. - №9 – с.23-25.

14. Мищенко,В. Главное – контроль за уровнем расходов // Финансы. Учёт. Аудит – 1999. - №12. – с.75-77.

15. Мильштейн, С. Реформы реальные и мнимые //  Вести потребкооперации. – 1995. - №5 с.2.

16. Савинский, А.И. Райпо или райпотребсоюз / Мильштейн, С., Пушкина, С. //  Вести потребкооперации. – 1994. – №10. – с.3.

17. Савинский, А.И. Потребительская кооперацияи сельский рынок: учебное пособие / Шелег, Н.С, Пушкина,С.Е. – Мн.: МП, 1993.- с.

Приложение

УТП "Горожанка"(после открытия новых отделов)

Вид товара

Увеличение реализации товаров(на % за 2004г.)

Темп роста товарооборота созданных отделов по отношению к уровню 2003г.

Дек.03

Ноя.04

Дек.04

Итого на начало 2005г.

мясо

14

145%

106%

109%

145%

птица

27

молоч.пр-ция

14

сахар

50