Практически все партийные лидеры изначально считали его второстепенным, зависимым от главной задачи – осуществления пролетарской революции. Значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства. Другая часть выступала сторонниками права на самоопределение трудящихся. Ленин занимал более осторожную позицию. Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время Ленин – сторонник централизованного государства и автономизации живущих в нем народов. Необходим был специальный анализ, который следовало поручить представителю национальных меньшинств. За И.В. Сталиным закрепилась роль в партии как специалиста по национальному вопросу. Его «разработки» были сходны с мыслями самого Ленина. Сталин даёт определение нации – общность территории, языка, культуры – и приходит к выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа. Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей, Сталин мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых государственных объединений в составе России с учетом их национальной специфики.
Но значение национального вопроса для России большевиками было явно недооценено. В 1918—1921 гг. происходила организация большинства автономий в составе РСФСР, определение их границ и статуса. Образовывались трудовые коммуны, автономные советские социалистические республики, автономные области. На территориях под большевистским контролем утвердился принцип федеративного устройства.
Ряд территорий, руководимых национальными правительствами, отпал от России. Взаимоотношения «независимых» республик, созданных на территории бывшей Российской империи, оформлялись путем специальных договоров и соглашений в различных областях. В 1919—1921 гг. была подписана серия договоров, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в сфере хозяйственной деятельности, дипломатии. Происходило частичное объединение органов управления, но оно не предусматривало подчинение высших и центральных органов советских республик единому центру. В условиях жесткой централизации, присущей периоду военного коммунизма, постоянно возникали конфликты между центральными и местными властями. В рядах руководителей на местах заметными были националистические настроения, поэтому они постоянно стремились «поднять планку» в статусе своих национально-государственных образований.
На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, проживало 185 наций и народностей. Для их объединения в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, их начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — необходимость совместного выживания созданных политических режимов. Фактор, препятствующий объединению: ограничение и стеснение прав отдельных национальностей.
Для определения наиболее целесообразных и рациональных форм объединения советских республик в единое государство в августе 1922 г. была создана специальная комиссия ВЦИК под председательством В.В. Куйбышева, но наиболее активная роль в ней принадлежала И.В. Сталину. По составленному им проекту предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на правах автономий. На местах проект вызвал возражения, но в самой комиссии он получил одобрение.
Дальнейшие события характеризуются вмешательством Ленина. Его позиция по поводу объединения была недостаточно определенной, но очевидно, что он был противником сталинского проекта. «Исправить положение» он поручил своему заместителю Л.Б. Каменеву, который сам не имел твердых убеждений по национальному вопросу. Составленный им проект учитывал пожелания Ленина и, отвергая идею автономизации, предусматривал договорный способ государственного объединения республик. В таком виде он был одобрен партийным пленумом.
30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Союз строился по модели, выработанной в Закавказье. Были приняты соответствующие Декларация, указывающая причины и принципы объединения, и Договор, определяющий взаимоотношения между республиками, образующими союзное государство. Формально оно учреждалось, как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода, механизм которого не предусматривался, и открытым доступом в нее. В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, в перерывах между его созывами — ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.