I.
II. Расчет параметров зубчатой передачи
1.1. Передаточное отношение тяговой зубчатой передачи
μ= Dz/dz=Z/z , (1.1.)
где Dz и dz- диаметры делительных окружностей зубчатого колеса и шестерни, мм;
Z и z – числа их зубьев соответственно.
Желательно иметь μ возможно большим, так как при этом будет наибольшая частота вращения якоря, наименьший вращающий момент и, следовательно, оптимальные размеры и минимальная масса двигателя.
1.2. Диаметр делительной окружности зубчатого колеса, мм
Dz =Dб-2(b+ ), (1.2.)
Где Dб- диаметр бандажа колеса электровоза по кругу катания, мм;
b≥120мм- зазор между кожухом зубчатой передачи и головкой рельса;
= 20…25 мм- расстояние от делительной окружности зубчатого колеса до наружной поверхности кожуха редуктора
Dz=1250-2(120+20)=970мм
1.3. максимально возможное передаточное отношение передачи из условий прочности конца вала и тела шестерни
μmax= ξ√Uн *D³z / Pн΄*Dб, (1.3.)
где Pн΄- номинальная мощность ТД, отнесенная к концу вала (при двусторонней передаче Pн΄= Pн/ 2), кВт;
Uн- номинальная скорость движения электровоза км /ч;
ξ=15- при двусторонней передаче;
В выражении (1.3) Dz и Dб в метрах.
μmax=15√49*0,97³/ 375*1,25=4,63
при номинальном вращающем моменте Мн >400кгм обычно используется двусторонняя передача.
1.4. Номинальный вращающий момент ТД , кгм
Мн = 974 *(Pн/nн), (1.4.)
где Pн- номинальная мощность двигателя, кВт;
nн- номинальная частота вращения якоря ТД, об/мин.
Мн = 974*(750 / 1035,23)=705,64 кгм
1.5. Номинальная частота вращения якоря, об/ мин.
nн=5,3 (µ/Dб)Uн (1.5.)
nн= 5,3(4,63 / 1,25)*49=1035,23 об/мин
При односторонней передаче зубчатые колеса выполняют прямозубыми , а при двусторонней- косозубыми.
Нормальный модуль зубчатой передачи mn определяется из графика, приведенного на рис. 1.1.
В соответствии с ГОСТ 9563-60 модуль передачи выражается только в целых числах, мм.
mn = 13мм.
1.6. Торцевой модуль передачи
ms = mn /cos φ, (1.6.)
где φ =24˚37΄́ 12˝- угол наклона зубьев тяговых передач современных электровозов отечественного производства
(cos φ = 0,9101).
ms =13/0,9101=14,28= 14,3
1.7. Число зубьев зубчатого колеса
Z=Dz / ms (1.7.)
Z=970 / 14,3=67,54
При получении дробного числа зубьев его округляют до ближайшего меньшего целого числа Zпр
Zпр=67
1.8. Принятый диаметр делительной окружности зубчатого колеса, мм
Dzпр= Zпр* ms, (1.8.)
где Zпр – принятое (округленное) число зубьев зубчатого колеса
Dzпр=67*14,3=957 мм
1.9. Число зубьев шестерни
z = Zпр / μmax. (1.9.)
z= 67/4,63=13,24
При получении дробного числа зубьев его округляют до ближайшего большего целого числа zпр
zпр= 14
Согласно рекомендации, число зубьев шестерни из условий прочности зуба у основания должно быть при прямозубой передаче z≥16…17, а при косозубой z≥12…14.
1.10. Диаметр делительной окружности шестерни, мм
dzпр = zпр* ms (1.10.)
dzпр =14*14,3=199,9 мм
1.11. Принятое передаточное отношение зубчатой передачи
µпр=Zпр /zпр. (1.11.)
µпр=67/14=4,78
1.12. Централь передачи- расстояние между осью колесной пары и осью вала ТД- при опорно-осевом подвешивании
Ц= ms/2*(Zпр+zпр)+0,5*mn, (1.12.)
Где 0,5*mn- величина обычно применяемой коррекции зацепления (для зубчатого колеса ξк =0, а для шестерни ξк = +0,5 ).
Ц=14,3/2*(67+14)+6,5=585,007
II.Определение диаметров якоря и коллектора.
2.1. Централь машины должна быть увязана с диаметром якоря, который предварительно может быть намечен по формуле, мм: Dа=Kа√Pн / nн, (2.1.)
где Ка= 650…750, для двигателей класса изоляции В;
Ка= 600…675, для двигателей с изоляцией класса F.
Dа=725√750 / 1035,2=651,14 мм
2.2. Так как прочность деталей якоря нарушается под действием центробежной силы, необходимо оценить выбранное значение Dа по допустимой максимальной скорости якоря, м / с.
Vаmax= π * Dа*nmax / 60≤65…70 м/с, (2.2.)
Vаmax= 3,14* 0,651* 2112,715 / 60= 70,09 м/с
В выражении (2.2.)
nmax= nн(Vmax / Vн), (2.3.)
nmax=1035,23*(100 / 49)=2112,715 об/мин
2.3. Соотношение между Dа и Ц имеет довольно стабильный характер. Поэтому централь можно определить и по формуле:
Ц= Dа / Кц, (2.4.)
где Кц- коэффициент централи, который для ТД восьмигранного очертания с числом главных полюсов 2р =4 составляет 1,01…1,16, для двигателей с круглым остовом с 2р =6- 1,03…1,22
Ц=651,14 / 1,03=632,2
Значение централи, полученное по формуле (1.9.), нужно сравнить со значением, полученным из выражения (2.4.), после чего окончательно установить значения Zпр, zпр, Dа и Ц.
Желательно, чтобы выбранный диаметр якоря соответствовал стандартному размеру (который обеспечивает минимум отходов при раскрое типового листа стали):
368; 423; 560; 660; 740; 850; 990 мм.
2.4. Диаметр коллектора, мм
Dк=К*tк / π , (2.5.)
где К – число коллекторных пластин;
tк – коллекторное деление в мм.
Dк=366,66*5 / 3,14=583,86 мм
Коллекторное деление по технологическим соображениям
tк≥4 мм= 5мм
2.5. Число коллекторных пластин рассчитывается по формуле
К= (2p*Uн) / еср, (2.6.)
где Uн – напряжение на зажимах ТД;
2р – число полюсов;
еср – среднее межламельное напряжение.
Число полюсов выбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в [2,с.23]
Среднее межламельное напряжение:
- для ТД постоянного тока с компенсационной обмоткой еср≤19…20В.
2.6. Найденные значения диаметров якоря и коллектора должны находиться в соотношении
Dк / Dа=0,75…0,9, (2.7.)
583,86 / 651,14=0,89
III. Расчет обмотки якоря.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.