Расчет параметров зубчатой передачи. Определение диаметров якоря и коллектора. Расчет обмотки якоря, страница 4

bщ, мм

8

10

12,5

16

20

25

32

Jщ, мм

16;20;

25;32

20;25;

32;40

20;25;

32;40;50

25;32;

40;50

25;32;

40;50

32;

40;50

40;50

 Наиболее часто для современных ТД применяют разрезные (разделенные по ширине) щетки с bщ  =2*8,  2*10,  2*12,5 мм

  Jщ = 32,  40,  50мм.

6.8. После выбора размеров и числа щеток в щеткодержателе определяют плотность тока  под щеткой

  jщ = Iн / q nщ Jщ bщ                                                                          (6.8.)

  jщ = 725,33/( 3*4*40+30)=0,05

6.9. Рабочая длина коллектора

Lк = nщ Jщ + tщ (nщ –1)+2r+bрб                                                          (6.9.)

 Lк = 6*40+4*(6-1)+2*2+6=270

где tщ  = 3…5мм- толщина перемычки между щетками при выполнении «окна» для каждой щетки,

r – 2мм – радиус закругления краев рабочей поверхности коллектора,

 bрб  = 6…12мм – осевое перемещение (разбег) якоря в якорных подшипниках ТД.

Ширину канавки между рабочей частью коллектора и петушком принимают равной 8…10мм. Ширину петушка коллектора выбирают по допустимой плотности тока в контакте проводника якоря с петушком.  Обычно она составляет 18…20мм.

VII. Расчет компенсационной обмотки ТД.

Компенсационная обмотка (к.о.) устраняет искажающее действие м.д.с. реакции якоря на поле главных полюсов в машинах с большим диапазоном изменения частот вращения якорей с использованием ослабления возбуждения.

Применение компенсационных обмоток существенно снижает максимальные межламельные напряжения и, как следствие, круговые огни на коллекторах. Для ТД мощностью Рн≥700 кВт применение к.о. является всегда оправданным.

7.1. Определение параметров компенсационной обмотки

7.1.1. Магнитодвижущая сила к.о. Fко определяется, сходя из ее основного назначения – компенсировать м.д.с. поперечной реакции якоря на расчетной полюсной дуге, то есть

Fко≈абFаq.                                                                                          (7.1.)

Fко≈0,64*7387,706=4728,13

где Fаq-м.д.с. поперечной реакции якоря.

7.1.2. Поперечная реакция якоря

Fаq=А *(τ / 2)                                                                                   (7.2.)

Fаq=43,35* (340,76 / 2)= 7387,706

7.1.3.Число витков катушки к.о.

Wко = (Fко * aко ) / Iн                                                                         (7.3.)

Wко = (4728,13*1) / 725,33=7,17

Где ако – число параллельных ветвей к.о. (обычно ако=1).

7.1.4. Число пазов к.о. на полюс Zко, число витков одной катушки к.о. Wко и число проводников в одном пазу Nzко связаны соотношением

Nzко=7,17*2 / 8=1,79                                                                     (7.4.)

в котором пока неизвестны две величины Zко и Nzко.

При  установлении числа пазов Zко необходимо учитывать следующее

1.  Количество пазов на полюс должно быть целым числом.

2.  Объем тока  в пазу  к.о. по условиям нагревания не должен превышать значения  Iн*Nzко≤1800…2000А.(7.5)  725,33*1,79=1300,26

3.  Количество пазов на полюс для исключения вибраций машины из-за колебаний магнитного потока в воздушном зазоре не должно находиться в пределах

Zко≠(0,9…1,1) (Z / 2p) аδ                                                   (7.6.)

Zко≠(0,9)*(102 / 6)*0,64≠9,72

Zко=8

4.  Степень компенсации м.д.с. поперечной реакции якоря м.д.с. компенсационной обмотки должна находится в пределах

Vко=Fко / (аδFaq)= ((NzкоZко) / (2аδFaq))*Iн= 0,85…1,15           Vко =1

Число проводников в одном пазу к.о. Nzко- целое число.

Задаваясь величиной Nzко=1,2,3 и так далее, по (7.4.) находят соответствующие значения Zко.

Эти значения округляются до ближайшего целого числа, рассчитываются величины IнNzко и Vко.

По результатам расчетов  выбирается вариант. Который удовлетворяет указанным выше условиям.

Обычно Zко=6…12.. не рекомендуется вариант с Zко≤4, так как при этом наблюдается чрезмерно большое искажение магнитного потока в воздушном зазоре из-за резко неравномерного распределения м.д.с. к.о. по полюсной дуге.

7.2. Расчет зубцового слоя к.о.

Параметры зубцового слоя к.о. выбираются на основании рекомендуемого значения индукции в зубце Вzко=1,6…1,8Тл

7.2.1. Зубцовое деление

tко= (аδ τ)  / Zко * (Dа+2δ) /  Dа                                        (7.8.)

tко= (0,64*340,76) / 8*(0,651+1,2) / 0,651= 27,69

бzко=  (tко* Вδ  ) / Кс Вzко                                                      (7.9.)

бzко= (27,69*1,31) / (0,97*2,1)=16,301

где  Вδ=Ф / (а δ  τ  а  ) -расчетная индукция в воздушном зазоре, Тл

Кс = 0,95 – коэффициент, учитывающий изоляцию между листами сердечника главного полюса.

7.2.3. Ширина паза

бnко  = tко- бzко                                                                      (7.10.)                                                          

              бnко  =28-16,3=11,7

Полученное значение ширины паза является предварительным и уточняется после выбора размеров меди , ее расположения в пазу и изоляции к.о.

7.2.4. выбор сечения медной шины для изготовления к.о. производится по допустимой плотности тока, которая обычно равна плотности тока в обмотке якоря jко ≈ jа,

qко=Iн / jко                                                                                        (7.11.)

qко=725,33 / 5,304=136,74

По условиям технологии изготовления  обмотки целесообразно принимать расположение стержней в пазу в один слой, причем большая сторона должна быть параллельна стенке  паза.

7.2.5. ширина меди предварительно определяется по выражению

бн= (бnко-биз)  /  Nzко,                                                                         (7.12.)

бн=(11,7-2,2) / 2=4,75

где биз- суммарная толщина изоляции по ширине паза.

7.2.6. Изоляция к.о. может быть принята такой же, как и изоляция обмотки якоря (витковая, корпусная и покровная). После расчета величины биз  определяется бн  по (7.12.). полученное значение ширины медной шины округляется до ближайшего размера по ГОСТу. Затем находится высота медной шины.