Расчет параметров зубчатой передачи. Определение диаметров якоря и коллектора. Расчет обмотки якоря, страница 2

В современных электрических машинах постоянного тока применяются барабанные обмотки. Эти обмотки имеют соединения активных проводников по внешней стороне якоря и позволяют лучше использовать обмоточный провод по сравнению с кольцевыми обмотками.

В ТД используются барабанные обмотки двух видов: петлевые и волновые.

Двигатели номинальной мощности более 500 кВт рекомендуется проектировать с простой петлевой обмоткой.

3.1. При расчете обмотки  важным параметром является номинальный ток ТД, А.

Iн=Pн*10³ / ηд*Uн,                                                                      (3.1.)

где ηд – к.п.д. двигателя

 Iн=750*10³/ 0,94*1100=725,33 А.

Предварительно можно принять к.п.д. по таблице 3.1, составленной на основании опыта проектирования тяговых двигателей.

                                                                                            Таблица 3.1.

Pн, кВт

200

300

400

500

600

700

800

ηд

0,920

0,930

0,934

0,938

0,939

0,941

0,942

Обмотки ТД выполняют в виде катушек (секций) с числом витков

ωс=1

3.2. Число секций обычно равно числу коллекторных пластин

S=K =2p*Uн / eср.                                                                        (3.2.)

S=K= 366,66

3.3. Число проводников обмотки якоря определяется из величины среднего межламельного напряжения

N=4p*Uн / eср=2K.                                                                      (3.3.)

N=2K=733,33

3.4. Линейная нагрузка при номинальном режиме, А / мм

Ан=iа*Nz / t1.                                                                                 (3.4.)

где iа – ток в проводнике обмотки якоря, А;

      Nz – число активных проводников в пазу;

        t1 – зубцовое деление якоря, мм.

Ан=120,89*8 / 30,07=43,35 А/мм

3.5. Ток в проводнике обмотки якоря, А

ia=Iн / 2а,                                                                                       (3.5.)

где 2а – число параллельных ветвей обмотки якоря (для простой петлевой обмотки 2а=2р)

ia=725,34 / 6=120,88А

3.6. Количество активных проводников в пазу якоря

Nz=2*uк,                                                                                      (3.6.)

где uк – число коллекторных пластин (ламелей) на паз

Nz=2*4=8

3.7. Число ламелей на паз якоря

uк=К /Z,                                                                                         (3.7.)

где Z – число пазов якоря.

uк=366 / 102=4

3.8. При 2р=6 полученные значения пазов якоря увеличиваются в 1,5 раза. Обычно на полюс приходится пазов [3,с.205]

Z/2p=Zp=12…22,                                                                          (3.8.)

68 / 6=12

3.9.Правильность выбора Z можно контролировать через величину зубцового деления, которую целесообразно иметь [3,с.205]

t1= π*Da / Z= 18…30, мм                                                             (3.9.)

t1=3,14*651,147 / 68= 30,06 мм

При волновой обмотки число пазов якоря Z должно быть не четным, при петлевой – число пазов на пару полюсов Z / р – нечетное число .

Число коллекторных пластин на паз uк зависит от напряжения Uн на выводах ТД. Поэтому uк желательно принимать, опираясь на опыт проектирования двигателей [3,с.205] (см. табл. 3.2.)

                                                                                             Таблица 3.2.

Uн,В

500…800

800…1200

1200…1500

3

3;4

5;6;7

3.10. При выборе числа пазов по условиям нагревания обмотки нужно придерживаться соотношения

 iа *Nz≤1200…1400А,                                                                    (3.10.)

 iа *Nz≤120,88*8=967,1А

3.11. Первый шаг обмотки по реальным пазам

yz1=(Z / 2p)-εn,                                                                                (3.11.)

где εn- пазовое укорочение обмотки

yz1=(102 / 6)- ½.)=17

Для уменьшения длины лобовых частей и улучшения коммутации обмотки выполняют с укороченным шагом. Для простой петлевой обмотки укорочение в пазах εn= ½.

3.12. Результирующий шаг обмотки по коллектору в коллекторных делениях при простой петлевой обмотке yк= 1 .

3.13. Первый шаг обмотки коллекторных делениях для всех типов обмоток

 yк1= yz1*uк,                                                                                     (3.13.)

yк1= 17*4=68

3.14. Второй шаг в коллекторном делении:

yк2= yк1-1,                                                                                     (3.14.)

yк2=68-1=67

3.15. Второй шаг в реальных пазах:

yz2= yz1-(1 / uк).                                                                              (3.15.)

yz2=17-(1 / 4)=16,75

При петлевых обмотках необходимы уравнительные соединения, которые связывают равнопотенциальные точки обмотки и исключают прохождение уравнительных токов, возникающих из-за неравенства э.д.с. в параллельных ветвях , через щеточный контакт.

3.16. Шаг уравнительного соединения в коллекторных делениях

yур= К/р.                                                                                          (3.18.)

yур=366,66 / 3=122,2

IV. Определение размеров пазов и зубцов якоря.

Размеры пазов зависят от площади поперечного сечения проводника якорной обмотки, которая, в свою очередь, определяется из условий нагревания. В практике тягового электромашиностроения пользуются понятием теплового фактора (Ан*Jа). В этом произведении Ан – линейная нагрузка якоря проектируемого ТД в номинальном режиме в А/мм, Jа – плотность тока в проводниках якорной обмотки в А/мм². Рекомендуемые значения этого фактора в зависимости от напряжения обмотки якоря по отношению к корпусу Uиз  для двигателей с классом изоляции В приведены в таблице 4.1.. Для ТД электровозов постоянного тока Uиз =3кВ, для двигателей электровозов переменного тока Uиз= Uн.

                                                                                            Таблица 4.1.