2. Лекции по дисциплине ФСА.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Меры по улучшению реального объекта
Для продолжения исследования выбрана цель «Получение глубоких знаний», объект: «выполнение и защита РГР».
По диаграмме Парето для цели получения глубоких знаний, изображенной на рисунке 11, можно сделать вывод, что наиболее значимыми функциями, требующими большего внимания, являются: изучение предметной области (ПО), изучение инструментальных средств (ИСр) и выполнение расчетно-графической работы (РГР). Во время данных этапов выполнения РГР студент получает наиболее глубокие знания.
Группа из трех экспертов оценила полученную функциональную модель (ФМ) РО и сделала вывод, что ФМ адекватно описывает РО. Действительно, выполнение и защита РГР состоит из следующих элементов:
· Выбор темы РГР;
· Изучение ПО;
· Изучение ИСр;
· Выполнение РГР;
· Защита РГР.
Набор подфункций для каждого элемента также является адекватным и соответствующим поставленной цели.
Следовательно, по построенной ФМ можно предложить меры по улучшению РО.
Для улучшения реального объекта желательно, чтобы затраты для каждой функции (подфункции) не превышали их значимость. Поэтому необходимо пересмотреть временные затраты для каждой подфункции.
По функционально-стоимостным диаграммам (ФСД) для более значимых функций, изображенным на рисунках 16, 17 и 18, были выявлены подфункции, у которых есть расхождения между значимостью и временными затратами на её выполнение.
Детальное рассмотрение функции «Изучение ПО» показало превышение затрат над значимостью при выполнении подфункции «Внимательно изучить литературу по ПО».
Детальное рассмотрение функции «Изучение ИСр» показало значительное превышение значимости над затратами времени при выполнении подфункции «Поиск литературы, описывающей технологию применения ИСр» и высокие временные затраты у подфункции «Найти и установить необходимые ПС».
Детальное рассмотрение функции «Качественно выполнить РГР» показало значительное превышение значимости над затратами времени при выполнении подфункции «Изучить методические указания» и подфункции «Консультация с преподавателем». Высокие временные затраты у подфункций «Выбрать необходимые данные из изученной литературы», «Доработать РГР» и «Оформить РГР в соответствии с ГОСТом».
Изменение временных затрат на перечисленные подфункции показано в таблице 35, 36.
Таблица 35 – Затраты на функции 1го уровня
Номер функции |
Временные затраты, час |
Доля основной функции в общих затратах |
||
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
|
F1 |
1,5 |
1,5 |
1,5/34,85=0,043 |
1,5/30,85=0,05 |
F2 |
14,5 |
12,5 |
14,5/34,85=0,416 |
12,5/30,85=0,40 |
F3 |
9 |
11 |
9/34,85=0,258 |
11/30,85=0,36 |
F4 |
8,75 |
4,75 |
8,75/34,85=0,251 |
4,75/30,85=0,15 |
F5 |
1,1 |
1,1 |
1,1/34,85=0,032 |
1,1/30,85=0,04 |
Итого |
34,85 |
30,85 |
1 |
1 |
Таблица 36 – Затраты на функции 2го уровня
Номер подфункции |
Временные затраты, час |
Доля вспомогательной функции в основной |
||
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
F11 |
0,25 |
0,25 |
0,25/1,5 = 0,167 |
0,25/1,5 = 0,167 |
F12 |
0,5 |
0,5 |
0,5/1,5 = 0,333 |
0,5/1,5 = 0,333 |
F13 |
0,5 |
0,5 |
0,5/1,5 = 0,333 |
0,5/1,5 = 0,333 |
F14 |
0,25 |
0,25 |
0,25/1,5 = 0,167 |
0,25/1,5 = 0,167 |
Итого (F1) |
1,5 |
1,5 |
1 |
1 |
F21 |
4 |
4 |
4/14,5=0,276 |
4/12,5=0,32 |
F22 |
10 |
8 |
10/14,5=0,69 |
8/12,5=0,64 |
F23 |
0,5 |
0,5 |
0,5/14,5=0,034 |
0,5/12,5=0,04 |
Итого (F2) |
14,5 |
12,5 |
1 |
1 |
Продолжение таблицы 36 |
||||
F31 |
5,5 |
6,5 |
5,5/9=0,611 |
5,5/11=0,6 |
F32 |
2 |
3 |
2/9=0,222 |
3/11=0,27 |
F33 |
1,5 |
1,5 |
1,5/9=0,167 |
1,5/11=0,14 |
Итого (F3) |
9 |
11 |
1 |
1 |
F41 |
0,5 |
1,19 |
0,5/8,75=0,057 |
1,19/4,75=0,25 |
F42 |
4,5 |
1,75 |
4,5/8,75=0,514 |
1,75/4,75=0,37 |
F43 |
0,25 |
0,57 |
0,25/8,75=0,028 |
0, 57/4,75=0,12 |
F44 |
2 |
0,62 |
2/8,75=0,229 |
0,62/4,75=0,13 |
F45 |
1,5 |
0,62 |
1,5/8,75=0,171 |
0,62/4,75=0,13 |
Итого (F4) |
8,75 |
4,75 |
1 |
1 |
F51 |
0,083 |
0,083 |
0,083/1,1=0,075 |
0,083/1,1=0,075 |
F52 |
0,017 |
0,017 |
0,017/1,1=0,015 |
0,017/1,1=0,015 |
F53 |
1 |
1 |
1/1,1=0,91 |
1/1,1=0,91 |
Итого (F5) |
1,1 |
1,1 |
1 |
1 |
Итого |
34,85 |
30,85 |
Х |
Х |
Измененные ФСД для рассматриваемых функций представлены на рисунках 65 - 67.
Рисунок 65 – Измененная ФСД для функции «Изучение ПО»
Рисунок 66 – Измененная ФСД для функции «Изучение ИСр»
Рисунок 67 – Измененная ФСД для функции «Качественное выполнение РГР»
Вывод: после изменения временных затрат на подфункции общее время выполнения РГР с целью получения глубоких знаний сократилось на 4 часа, при этом основная цель всё равно будет достигнута. По вновь построенным ФСД видно, что нет противоречий между значимостью функций и временными затратами на них.
Вследствие сокращения общего времени на 4 часа сократятся материальные затраты и трудовые затраты, но изменения будут незначительные (например, сократятся затраты на электроэнергию: 2 руб. 80 копеек).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.