14.09.10.
Введение в ценообразование. Ценовая политика предприятия и её реализация
Основные понятия
Цена товара – денежная форма товара, т.е. определённое кол-во данного товара на который обменивается единица другого товара.
Рыночная цена – опосредованная на рынке, т.е. кол-во денег, которое платит потребитель и получает продавец за единицу товара.
Стоимость – 1) цена товара, 2) затраты денежных средств на приобретение товара/выполнение работ и услуг/получение благ, 3) в трудовой теории стоимости – определённое кол-во овеществлённого в товаре труда.
Цена с т.зр. продавца – является регулятором рыночных отношений и влияет на все показатели ФХД предприятия, т.е. объёмы производства продукции, издержки, прибыль и рентабельность, собственные и заёмные средства, инвестиции необходимые для простого и расширенного воспроизводства.
Цена влияет на прибыль организации следующим образом:
- непосредственно, т.к. прибыль = цена - общие издержки (себестоимость)
- косвенно, т.к. может влиять на объём продаж
- косвенно, т.к. через объём продаж оказывает влияние на общие издержки
Цена с т.зр. потребителя. Для покупателя восприятие цены основано на его представлении о полезности продуктов или покупательском удовлетворении. Т.к. покупатель имеет ограниченные денежные ресурсы, он должен распределять их т.о., чтобы получить максимальное кол-во желаемых товаров.
Потребительская стоимость – полезность товара, как предмета потребления, благодаря наличию у него свойств и качеств, позволяющих удовлетворять определённые промышленные или индивидуальные потребности.
Цена с т.зр. маркетинга. Цена это один из элементов комплекса маркетинга. Ценовые решения обязательно должны быть согласованы с прочими элементами комплекса маркетинга и политикой компании в целом.
Ценовая политика
ЦП охватывает все вытекающие из цели предприятия и управляемые им меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем потребителей.
Факторы влияющие на ценовую политику предприятия:
1) внутренние: техническое и технологическое состояние предприятия, результаты его прошлой хозяйственной деятельности и стратегические установки на будущее, состояние производственных возможностей, система управления производством и сбытом, состояние финансовых ресурсов предприятия
2) внешние: охватывают различные стороны функционирования рыночной системы
Характер условий |
Условия ценообразования |
Факторы ценообразования |
Внешние |
Предпочтения потребителей или условия потребления |
- полезность товара с т.зр. потребности, традиций потребления или эксклюзивности - сопоставимость, взаимодополняемость или взаимозаменяемость товара - обоснованность цены с позиций потребительских ценностей и дополнительных издержек |
Внешние |
Условия конкуренции или форма рынка |
- наличие и степень конкуренции - доля рынка и позиции конкурентов - политика конкурентов |
Внутренние |
Условия производства, цены и затраты предприятия |
- издержки производства и их динамика - фактический и ожидаемый объём выпуска - точка окупаемости безубыточности - возможности интеграции с другой продукцией и перераспределение прибыли |
Внутренние |
Условия маркетинга в роли цены в маркетинговом комплексе |
- товарная политика - структура и каналы распределения товара - возможности продвижения товара и используемые формы коммуникации - сервис и послепродажное обслуживание |
Элементы ценовой политики:
1) цели: долгосрочные, краткосрочные
2) инструменты: стратегические, оперативно-тактические
3) организационные решения: организационная структура, методы контроля
Под инструментами ценовой политики понимают все те направления деятельности предприятия, которые используются для установления цен и достижения целей ценовой политики. Использование инструментов ценовой политики представляет собой определённую систему мер, требует координации и организации работы на предприятии. Ценовая политика должная быть ориентирована на определённые долгосрочные и краткосрочные цели, достигаемые с помощью различных инструментов и организационных решений. Долгосрочные цели, как правило сводятся к максимизации прибыли и укреплению рыночных позиций предприятия. Краткосрочные цели могут быть связаны с удовлетворением нужд клиентов, с привлечением новых клиентов, расширением рынка сбыта, улучшение финансового положения предприятия, выживание, максимизация прибыли, расширение доли рынка, увеличение потока денежной наличности, «снятие сливок».
Стратегические инструменты: установление цен для товаров-новинок, установление цены в зависимости от стадии жизненного цикла товара, стратегии применительно к показателям цена-качество. На выбор стратегических инструментов ценовой политик влияют:
- на сколько интенсивно будет использоваться цена как стратегический маркетинговый инструмент, т.е. активная или пассивная ценовая политика
- уровни цен и сегментирование рынка для максимизации потребительского эффекта
- решения о степени агрессивности ценового давления на конкурентов для достижения своей стратегической позиции на рынке
- обеспечение финансового здоровья предприятия с учётом чувствительности к финансовым рискам, связанным с ценообразованием, обеспечение интересов акционеров и финансовой стабильности предприятия
Оперативно-тактические инструменты: краткосрочное изменение цен, ценовая дифференциация для разных потребителей, ценовые вариации по периодам времени, политика ценовых линий, границ, ступеней, цен. Основания для применения инструментов ценовой политики:
- выход фирмы на рынок и принятие 1го решения о цене и её роли в маркетинговом комплексе
- необходимость изменений для повышения эффективности ценовой политики
- быстрое приспособление инструментов ценовой политики к изменению внутренних и внешних ценообразования
В ценообразовании необходимо всегда координировать отдельные ценовые решения друг с другом, а также с прочими неценовыми инструментами маркетинга фирмы.
23.09.10.
Ценовая и неценовая конкуренция
Ценовая конкуренция имеет место, когда продавец акцентирует, что цены на его продукцию ниже цен конкурентов или сопоставимы с ними. Для эффективной ценовой конкуренции необходимы низкие производственные издержки.
Преимущества ценовой конкуренции: цены можно варьировать с учётом изменения издержек производства или спроса на продукцию, организация может быстро отреагировать на снижение цен конкурентов, с целью увеличения доли рынка или её защиты. Недостаток: конкуренты также имеют возможность изменять цены.
Неценовая конкуренция имеет место, когда продавец делает акцент на отличительные характеристики продукта, услуг, качества продукта, продвижение упаковку и другие факторы с тем, чтобы отличить свою продукцию от товаров-конкурентов. Эти характеристики должны восприниматься потребителями как значимые. Преимущества: развитие лояльности к торговой марке среди покупателей, что не позволит им легко переключиться на продукцию конкурента.
Этапы и организация процесса ценообразования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.