Этапы:
1) постановка задач и разработка целей ценовой политики
2) поиск путей решения и альтернатив
3) согласование и обобщение информации
4) принятие ценовых решений
5) реализация принятых решений и контроль
Организация процесса ЦО
Этапы |
Процессы |
Ответственные подразделения |
Ценовой анализ |
Анализ клиентов, конкуренции, издержек, стратегический анализ |
Маркетинг, сбыт, исследование рынка, отдел контроля, высший менеджмент, производство, отдел исследований и разработок |
Установление цен |
Составление прайс-листов, дифференциация цен и согласование прайс-листов |
Отдел контроля, маркетинг, сбыт |
Организация работы с ценами |
Принятие ценовых решений, организационные аспекты реализации ценовой политики |
Высшее руководство |
Реализация ценовых решений |
Ценовая реклама, переговоры о ценах, установление транзакционных цен |
Сбыт, реклама или рекламное агентство |
Контроль ценовых решений |
Анализ транзакционных цен и оценок клиентов, информационное обеспечение |
Отдел контроля и маркетинга |
Транзакционные цены – реальные цены фактически совершённых сделок
Функции и виды цен
Функции цены
Для предприятия производителя определённого вида продукции, цена выполняет производственную и планово-учётную функцию.
Производственная функция цены заключается в обеспечении в результате продажи продукции необходимых и достаточных средств, позволяющих проводить процесс воспроизводства данного вида продукции.
Планово-учётная функция цены – назначение цены быть измерителем планируемых затрат на получение продукции и сложившихся уровней цен на неё.
С точки зрения рыночных отношений, цены также выполняют информационную и стимулирующую функцию.
Информационная функция цены – проявляется в процессе купли-продажи товара на рынке, где цена выполняет роль индикатора отношений между продавцом и покупателем. Для эффективности этой функции необходимо проводить постоянный мониторинг цен.
Стимулирующая функция цены – проявляется при установлении или регулировании цен государственными или муниципальными органами, на товары, имеющие определённое значение для населения или продукцию, потребляемую в большинстве отраслей промышленности и влияющую на уровень цен выпускаемой ими продукции. Способы регулирования цен это акцизы, субсидии, дотации.
Акциз – косвенный налог на продажу определённого вида товара, не связанный с получением дохода продавцом. Он включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.
Дотации – денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, денежная выручка от продажи производимого продукта которых, меньше издержек на продажу и производство этого продукта.
Виды цен:
1) по сфере товарного обращения:
- на услуги
- на материальную продукцию
- на строительную продукцию
Цены на материальную продукцию делятся на: закупочные, оптовые, отпускные, розничные.
Закупочные – по которым осуществляется закупка у производителей, товаров для государственных нужд, а также с/х товаров для поддержки производителя.
Оптовые – устанавливаются на продукцию, реализация которой осуществляется крупными партиями оптом.
Отпускные – применяются предприятиями при передаче своего товара потребителям.
Розничные – устанавливают на товары народного потребления и на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению в малых или единичных количествах. Обычно складываются из оптовой цены + торговая наценка предприятий розничной торговли.
Цены на услуги (тарифы/тарифные ставки), которые подразделяются на: транспортные, бытовые, коммунальные.
Цены на строительную продукцию могут определяться 2мя способами: сметная стоимость объекта – предельный размер затрат на строительство каждого объекта, усреднённая сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта – за 1м2 жилой площади, малярных работ и т.д.
2) по степени участия государства в ЦО: *схема*
- рыночные: 1) свободной конкуренции, 2) монопольные, 3) демпинговые
- регулируемые: 1) фиксированные, 2) предельные
Цены рыночные – складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры в процессе взаимоотношений субъектов ЦО.
Цены свободной конкуренции – стихийно складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Монопольные – могут быть высокими или низкими, формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ЦО.
Демпинговые – рыночные цены, уровень которых сознательно занижен, одной или несколькими компаниями в сравнении со сложившимся уровнем цен, используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объёмов продаж, обычно к ним относят цены ниже издержек производства.
Цены регулируемые – складывающееся на рынке в процессе прямого государственного воздействия, что подразумевает предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование.
Фиксированные – определённой величины.
Предельные – ограничены нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
3) по способу возмещения транспортных расходов:
- «инкотермс»
- зональные
- франко
Франкирование цен – предусматривает различный порядок возмещения транспортных расходов. С этой целью в договорах с обозначением пункта места доставки добавляется приставка «франко», которая показывает, что продавец обязан за свой счёт доставить товар в этот пункт. Франко-станция – указывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Франко-станция отправления и франко-станция назначения, франко-вагон, франко-склад поставщика и франко-склад потребителя.
28.09.10.
4) по времени и действию:
- долговременные
- текущие
- скользящие
- гибкие
- сезонные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.