5) территория действия:
- единые
- региональные
6) по отношению к внешнеторговым операциям:
- внутренние – обслуживающие национальную экономику, формируются с учётом особенностей отраслей народного хозяйства. Относятся: оптовые цены на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, розничные цены на потребительские товары, тарифы на услуги
- внешние (внешнеторговые) – по которым осуществляется экспорт и импорт товаров и услуг, чаще всего устанавливаются на основе данных о ценах конкурентов. Бывают: 1) экспортные – по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке, 2) импортные – по которым российский фирмы закупают товары и услуги за рубежом
7) новизна товара:
- «снятие сливок»
- проникновение на рынок
- престижные
- на изделия снятые с производства
8) стадия продажи:
- цена продавца – по которой продавец желает продать свой товар, и формируется на основе цены производства, включающей издержки и прибыль производителя, издержки обращения в цене производства не учитываются
- производства
- потребления – цена товара, складывающаяся из цены производства, транспортных затрат на доставку продукции до потребителя, а также страховых и других сборов при их наличии
- покупателя (спроса) – по которой потребитель готов приобрести товар на рынке
- контрактные (договорные) – согласованные и зафиксированные в договоре на поставку продукции, устанавливаются на срок действия договора, на поставку продукции, выполнение работ. В зависимости от способа фиксации различают несколько видов контрактных цен: 1) твёрдая (стабильная/фиксированная/гарантированная) – устанавливается в момент подписания контракта, не подлежит изменению в течении всего срока его действия, и не зависит от сроков и порядка поставки партии, обозначается оговоркой «цена твёрдая, изменению не подлежит», 2) подвижная – зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки, в контракт вносится ценовая оговорка предусматривающая изменение цены зафиксированной в контракте, в зависимости о повышения или понижения цены на рынке к моменту исполнения сделки, это оговорка о повышении и понижении, 3) скользящая – исчисленная в момент исполнения контракта, путём пересмотра договорной или базисной цены с учётом изменений в издержках производства за период действия контракта
9) по стадии ценообразования:
Элементы цены |
|||||||||
Себестоимость производства и реализации Т/Р/У |
Прибыль изготовителя |
Косвенные налоги |
Посредническая надбавка |
Торговая надбавка |
|||||
Акцизы |
НДС |
Издержки посредника |
Прибыль посредника |
НДС посредника |
Издержки |
Прибыль |
НДС |
||
Цены оптовые изготовителя |
|||||||||
Цены оптовые отпускные |
|||||||||
Цены оптовые закупки |
|||||||||
Цены розничные |
Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства Т/Р/У, являются расчётными, должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль.
Цены оптовые отпускные – кроме цен изготовителя включают косвенные налоги, акциз и НДС. Ставка акциза может быть установлена в %ах к отпускной цене без НДС, но с акцизом и показывает долю акциза в этой цене. Ставка НДС также установлена в %ах к отпускной цене без этого налога, показывает насколько надо увеличить отпускную цену чтобы включить в неё НДС.
Цены оптовые закупки – формируются на стадии посредничества; помимо оптовой отпускной цены включают посреднические надбавки и скидки. Посредническая надбавка используется для компенсации издержек обращения посредников, уплаты НДС и формирования прибыли.
Цены розничные – устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки включают торговые надбавки и скидки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
10) по форме продажи:
- биржевые
- внебиржевые
- аукционные
Биржевая цена (биржевая котировка) – цена товара, являющегося объектом биржевой торговли, как правило, отражают цены фактических сделок.
11) в соответствии с функцией и ролью цены:
На этапе предварительного определения уровня контрактных цен, ориентируются на публикуемые и расчётные цены.
Публикуемые (объявляемые) – сообщаются в специальных источниках информации, как правило, они отражают уровень мировых цен крупнейших поставщиков данной продукции. К ним относятся: справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цен предложений крупных фирм.
Справочные цены – цены товаров во внутренней оптовой или внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах.
Внутрифирменная или трансфертная цена – предназначенная для расчётов между отдельными подразделениями или филиалами крупных объединений и корпораций.
Расчётная цена – разновидность трансфертной цены, которая применяется для расчётов управления вертикальной интегрированной структуры с входящими в её состав предприятиями.
12.10.10.
Основы теории спроса
Формы рынка
ФР (рыночная структура) – условия в которых протекает рыночная конкуренция.
Рынок совершенной конкуренции (чистая/идеальная) – рыночная структура, характеризуемая большим количеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. Ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж, т.к. ни одному не принадлежит значительная доля рынка. Вход на рынок и выход с него не связан с какими-либо трудностями. Продавцы и покупатели имеют равные условия доступа информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.