Недостатки модели Портера: 1) успешные фирмы могут застрять, 2) низкие издержки не способствуют продаже товаров, 3) дифференцирование можно использовать не только для установления премиальных наценок, но и для увеличения объёма продаж, 4) цену можно использовать для дифференцирования товаров.
Маркетинговые стратегии включают решения: 1) о выборе рынков и сегментов, проникновении на рынки, уходов с рынка, 2) о позиционировании и дифференцировании товарных предложений, 3) ключевые решения относительно комплекса маркетинга. Стратегии ЦО включают решения об установлении цен для новых товаров, выборе соотношения цены и качества, изменения цен в зависимости от стадии жизненного цикла.
26.10.10.
Элементы процесса ЦО:
- постановка целей и задач ЦО: дальнейшее существование фирмы, краткосрочная максимизация прибыли, максимальное увеличение объёма сбыта, снятие сливок с рынка, лидерство в качестве и т.д.
- определение спроса – определяется объём эластичность спроса
- определение издержек
- анализ цен и предложений конкурентов – необходимо: сравнить собственное предложение с предложениями конкурентов, оценить издержки и цены конкурентов и рассмотреть возможные реакции конкурентов на появление нового товара на рынке
- выбор политики ЦО
Стратегические аспекты политики ЦО подразумевают установление цен для новых товаров, выбор соотношения цены и качества в соответствии со стратегиями лидерства по издержкам, дифференцирования гибридных стратегий, и изменения цен в зависимости от стадии жизненного цикла товара.
ЦО для товаров-новинок. Необходимо учесть: как быстро конкуренты проникнут на рынок, будут ли они интенсивно продвигать свои товары, какое влияние проникновение конкурентов окажет на изменение первоначального спроса.
Снятие сливок – установление максимально возможной цены на основе преимуществ новинки по отношению к товарам конкурентов, когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь следующий по привлекательности сегмент рынка. Преимущества: способствует увеличению потока денежной наличности, поддерживает уровень спроса на том уровне когда он может быть удовлетворён при существующих производственных мощностях. Недостаток: способствует привлечению конкурентов, т.к. бизнес кажется очень прибыльным. В целом, может быть рекомендовано при неэластичном спросе.
Цена для более глубоко проникновения на рынок. Установление цены ниже цен конкурентов с целью увеличения объёмов продаж и быстрого увеличения доли рынка. Обычно используется после «снятия сливок» и эффективно при эластичном спросе.
Стратегии применительно к показателям цена/качество
Цена |
||||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
||
Качество товара |
Высокое |
1) стратегия премиальных наценок |
2) высокой цены |
3) суперцены |
Среднее |
4) завышенной цены |
5) средней цены |
6) хорошей цены |
|
Низкое |
7) грабительская |
8) ложной экономии |
9) экономии |
- выбор метода ЦО
- окончательное установление цены на основе выбранной политики и метода ЦО
Основные положения концепции жизненного цикла товара:
- срок жизни товара ограничен
- жизненный цикл товара включает в себя несколько этапов, для каждого из которых характерны определённые возможности и проблемы
- на разных стадиях жизненного цикла варьируется прибыль, которую приносит товар
- каждый этап требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, ЦО, финансов, производства, сбыта и т.д.
Жизненный цикл товара можно удлинить посредствам выхода на другие рынки.
Характеристики этапов ЖЦТ
Характеристики |
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад |
Основные показатели: - объём продаж |
Небольшой |
Быстро растёт |
Достигает максимума |
Уменьшается |
- издержки в расчёте на 1го потребителя |
Большие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
- прибыль |
Отсутствует |
Растущая |
Высокая |
Уменьшается |
- потребители |
Любители всего нового |
Потребители, первыми признавшие товар |
Массовый рынок |
Отстающие |
- число конкурентов |
Незначительное |
Постоянно растущее |
Стабильное, начинает снижаться |
Убывает |
Цели маркетинга |
Информирование потребителей о товаре |
Максимизация доли рынка |
Максимизация прибыли и защита доли рынка |
Уменьшение расходов и поддержание уровня сбыта |
Стратегии: - товар |
Предложение основного товара |
Предложение расширенного семейства услуг, гарантий |
Предложение различных марок и моделей |
Рационализация, исключение «слабых» |
- цена |
Стоимость + наценка, «снятие сливок» |
Цена с целью проникнуть на рынок |
Цена, соответствующая ценам конкурентов |
Уменьшенная цена |
Тактика ЦО или оперативно-тактические инструменты:
1) психологическое ЦО:
- цены оканчивающиеся на определённые цифры
- цены на престижные товары
- цена ассоциируется с качеством товара
- цена для товарной линии или группы товаров
- цены из 2х составляющих: постоянной и переменной
- цены на побочные продукты производства
- установление цены пакета
2) ценовые скидки: за своевременную оплату, за объём закупаемого товара, функциональные, сезонные, зачёты уменьшения цены на новый товар при возврате старого
3) ЦО с целью продвижения товаров:
- «убыточные лидеры» - выбор нескольких товаров и установление на них сниженной цены, на уровне издержек или ниже, с целью привлечения покупателей в магазин
- цена для специальных случаев используется для увеличения объёмов продаж в сочетании с продвижением на время распродаж
- скидки при оплате наличными
- финансирование под низкий %
- продление срока оплаты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.