Асинхронные исполнительные (или управляемые) двигатели, страница 7

Пакеты стали статоров и роторов ВТ изготовляются из высоко­качественной электротехнической стали или пермаллоя. Листы ста­ли тщательно изолируются друг от друга. Штампы изготовляются по высокому классу точности и часто меняются, что обеспечивает высокое качество штамповки. С целью обеспечения магнитной сим­метрии применяется веерная сборка пакетов—каждый последую­щий лист смещается относительно предыдущего на одно (или не­сколько) зубцовых делений.

Для обеспечения минимального влияния зубчатости статора и ротора на выходные характеристики пазы выполняются с небольшими прорезями. Числа пазов статора и ротора тщательно под­бираются. Точно выполняется обязательный для ПТ скос пазов. Ра­бочие поверхности статора и ротора, а также валы и подшипнико­вые щиты тщательно обрабатываются (шлифуются), с тем чтобы обеспечить максимальную равномерность воздушного зазора — минимальный эксцентриситет. ВТ выполняются всегда малонасы­щенными, с тем чтобы до минимума снизить влияние нелиней­ности кривой намагничивания стали на выходные характерис­тики.

Для того чтобы обеспечить максимальное приближение кривой МДС, к синусоиде, в пазах статора и ротора ВТ размещаются спе­циальные обмотки — обмотки высокой точности — синусные, тра­пецеидальные, треугольные и т. п. При выборе типа обмотки стре­мятся максимально снизить амплитуды высших обмоточных гар­моник в кривой магнитного поля ВТ.

Концы обмоток ротора в контактных ВТ подводятся к кольцам с хорошей электрической проводимостью и точной механической обработкой. Кольца и щетки чаще всего изготовляются из специ­альных сплавов серебра, платины, обеспечивающих малое пере­ходное сопротивление скользящего контакта. Во многих ВТ одни концы обмоток ротора соединяют между собой и подводят к од­ному контактному кольцу, что позволяет уменьшить число контакт­ных колец до трех и тем самым повысить надежность ВТ.

В некоторых ВТ, предназначенных для работы при ограничен­ных углах поворота, контактные кольца и щетки заменяются гиб­кими пружинящими проводниками, выполняемыми по типу токопроводов в измерительных приборах. Стоимость ВТ вследствие высокого качества их изготовления выше, чем других типов элек­трических машин одинаковых габаритов.

В зависимости от характера изменения э. д. с. Е2 выходной обмотки  при повороте ротора   ВТ   разделяются   на   следующие типы:

синусно-косинусный вращающийся трансформатор (СКВТ), на выходе которого имеется два напряжения: U2— находя­щееся в синусной зависимости от угла поворота ротора а; U3 — находящееся в косинусной зависимости от угла α; α , α

линейный вращающийся трансформатор (ЛВТ), у которого вы­ходное напряжение U2 находится в линейной зависимости от угла α;  α , где k=const.

вращающийся трансформатор-построитель (ПВТ), предназна­ченный для решения геометрических задач.

Выходные характеристики ВТ зависят от схемы соединения обмотки и их питания.

Синусно-косинусный вращающийся трансформатор (СКВТ).

Рис.16 -  Синусный вращающийся трансформатор

СКВТ в синусном режиме. В этом режиме СКВТ используется лишь одна (синусная) обмотка ротора w2 (рис.16, а). При вклю­чении в сеть обмотки возбуждения wl в ней появляется ток I1 ко­торый наводит магнитный поток Ф1. Сцепляясь со вторичной обмоткой, этот поток индуктирует в ней э. д. с. Е2, величина которой зависит от по­ложения вторичной обмотки относи­тельно обмотки возбуждения, т. е. от угла поворота ротора α. При хо­лостом ходе на выходе ВТ появляет­ся напряжение

U2 = U2 наиб sin a,       (11.1)

где U2 наиб — наибольшее значение напряжения, соответствующее α=90°.

При подключении нагрузки Zн к зажимам вторичной обмотки Р1 - Р2 в ее цепи появляется ток I2. Соз­данный этим током магнитный поток Ф2 можно разложить на две составля­ющие: составляющую Ф2d 2 sinα, направленную по продольной оси ВТ встречно магнитному потоку возбуждения,  и составляющую Ф2d 2 sinα, направленную по поперечной оси ВТ, т. е. перпенди­кулярно обмотке возбуждения, и вызывающую искажение магнитного поля ВТ (рис.  16,6).

Размагничивающее влияние составляющей Ф2d уравновешивается увеличением тока в обмотке возбуждения.

Э. д. с. самоиндукции, наводимая составляющей Ф2q в обмотке ω2, нарушает синусоидальную зависимость напряжения U2 от угла α и вызывает значительную погрешность вращающегося трансформа­тора, которая возрастает с увеличением нагрузки (тока I2). Устра­нение искажающего действия э. д. с. самоиндукции обычно осу­ществляется так называемым симметрированием трансформа­тора. Симметрирование может быть первичным и вторичным.

В синусном режиме СКВТ, когда включена только одна вторич­ная обмотка, применяется первичное симметрирование, основанное на использовании компенсационной обмотки wK. Если внутреннее сопротивление источника Zi и соединительных проводов Zл мало (Zi+Zл≈0), то обмотка wK замыкается накоротко. Если же Zi доста­точно велико, что имеет место при питании ВТ от источника неболь­шой мощности, то обмотка wK замыкается на резистор сопротивлением.


Магнитный поток Ф2q , сцепляясь с компенсационной обмоткой, наводит в ней э. д. с. Ек. Так как обмотка замкнута накоротко, то в ней появляется ток Iк, который создает в магнитной цепи машины магнитный поток компенсационной обмотки Фк. Этот поток в соответствии с правилом Ленца, направлен против потока Ф2q (поток Ф2q, является причиной возникновения Ек и потока Фк). В результате поток Ф2q окажется в значительной степени скомпен­сированным потоком Фк, и погрешность ВТ, вызванная нагрузкой, значительно уменьшится.


Рис. 17 - Синусно-косинусный вращающийся трансформатор

СКВТ в синусно-косинусном режиме. В этом режиме в схему СКВТ включают обе обмотки ротора — w2 и w3, смещенные в прост­ранстве относительно друг друга на 90° (рис.17, а). Зависи­мость напряжения обмотки w2 от угла поворота ротора α опреде­ляется   выражением   (11.1),   а   напряжение  на  выходе обмотки wz

U3 = U3 наиб cos a,                  (11.2)