Асинхронные исполнительные (или управляемые) двигатели

Страницы работы

Содержание работы

Введение

Исполнительными(или управляемыми) двигателями называются двигатели, предназначенные для преобразования электрического сигнала – амплитуды напряжения управления или его фазы – в механическое перемещение – вращение вала.

В системах автоматики и телемехани­ки, в схемах управления, регулирования и контроля находят широкое применение самые различные исполнительные двига­тели, отличающиеся друг от друга по роду тока, частоте питающей сети, угло­вой скорости вращения и др. (рис. 1). Исполнительные двигатели являются весьма важными элементами схем авто­матики и телемеханики. От качества ра­боты исполнительных двигателей во мно­гом зависит качество работы всей, часто очень сложной системы.

Особенностью режима работы испол­нительных двигателей автоматических систем является то, что они практически никогда не работают в номинальном ре­жиме — при номинальной частоте вра­щения. Для их работы в отличие от обыч­ных, силовых, двигателей характерны частые пуски,   остановки,   реверсы.   С целью сокращения времени переходных процессов, в которых поч­ти постоянно находятся исполнительные двигатели, их стремятся выполнить малоинерционными.

Рис. 1 - Классификация исполнительных двигателей автоматических устройств

Конструктивной особенностью исполнительных двигателей яв­ляется то, что они практически никогда не снабжаются вентилято­рами для обеспечения самовентиляции (охлаждения), что объясня­ется, во-первых, малым значением рабочей частоты вращения в следящей системе, а во-вторых, нежеланием увеличивать момент инерции ротора.

В настоящее время в качестве исполнительных двигателей ис­пользуются: а) двухфазные асинхронные двигатели с повышенным активным сопротивлением ротора; б) двигатели постоянного тока с независимым возбуждением или постоянными магнитами; в) бес­контактные двигатели постоянного тока; г) синхронные —шаговые двигатели.

Почти все исполнительные двигатели (исключение составляют лишь двигатели с постоянными магнитами и некоторые шаговые двигатели) имеют две обмотки. На одну из них— обмотку возбуж­дения — постоянно подается напряжение питающей сети. На дру­гую — обмотку управления — электрический сигнал управления по­дается лишь тогда, когда необходимо вращение вала.

От значения (или фазы) напряжения управления зависит вра­щающий момент исполнительного двигателя, частота вращения его ротора, а следовательно, и развиваемая им мощность.

Характер требований, предъявляемых к исполнительным двигателям, определяется спецификой их работы в следящих системах. Такие требования, как максимум полезной мощности, высокие КПД и cos ф, которые являются основными для обычных силовых электродвигателей у исполнительных двигателей смещаются на второй план — они не являются определяющими при оценке каче­ства исполнительных двигателей.

Основные требования, предъявляемые к ис­полнительным двигателям, таковы: 1) отсутствие само­хода — самоторможение двигателя при снятии сигнала управления; 2) устойчивость работы во всем диапазоне угловых скоростей; 3) максимальная линейность механических и регулировочных харак­теристик; 4) большой пусковой момент; 5) хорошее быстродейст­вие; 6) малая мощность управления; 7) широкий диапазон регу­лирования частоты вращения; 8) малое напряжение трогания; 9) надежность в работе; 10) малые габаритные размеры и масса.

Необходимость строгого выполнения тех или иных требований определяется назначением и областью применения исполнительно­го двигателя. К исполнительным двигателям, предназначенным для работы в следящих системах точных приборов автоматики и вычислительной техники, предъявляются повышенные требования в отношении отсутствия самохода, линейности характеристик, бы­стродействия и т. п. К исполнительным двигателям, предназначен­ным для работы в автоматических устройствах общепромышленно­го назначения, предъявляются повышенные требования в отноше­нии энергетических показателей (КПД, cos φ), использования ак­тивных материалов и т. п. Например, для двигателей, работающих при постоянном, значительном по величине моменте сопротивле­ния не обязательно выполнение требования отсутствия самохода при холостом ходе (М=0); для моментных двигателей, работаю­щих в стопорном режиме (при и=0), не обязательно выполнение требования линейности механических и регулировочных характери­стик и т. п.

Общие сведения.

По своей конструкции асинхронные исполнительные двигате­ли—это двухфазные двигатели, имеющие на статоре две сдвинутые в пространстве на 90 эл. град обмотки (рис.2): обмотку воз­буждения В, непосредственно подключенную к сети, и обмотку уп­равления У, на которую подается управляющий сигнал, изменяю­щийся по величине или фазе.

Для того чтобы токи обмоток создавали вращающееся магнит­ное поле, необходим их сдвиг во времени. В схемах автоматики сдвиг токов (напряжений) во времени достигается различными пу­тями: за счет схем управления, фазовращателей, конденсаторов или различных преобразователей. Наилучшие энергетические по­казатели, наибольшую мощность исполнительные двигатели раз­вивают при круговом вращающемся поле, которое получается в случае сдвига токов в обмотках управления Iу и возбуждения на четверть периода (90°) при равенстве амплитуд магнитодвижу­щих сил обмоток Fym=m.

      Регулирование частоты вращения асинхронных исполнительных двигателей — управление двигателями — на практике чаще всего осуществляется одним из трех способов: либо путем изменения значения (амплитуды) напряжения управления при неизменной его фазе — амплитудное управление, либо путем изменения фазы напряжения управления при неизменной его величине — фазовое управление, либо путем одновременного изменения амплитуды на­пряжения управления и угла фазового сдвига между напряжения­ми управления и возбуждения — амплитудно-фазовое управление. Каждому способу управления соответствует вполне определенная схема включения исполнительного двигателя (см. рис.2).

Рис. 2 -  Схемы включения асинхронных исполнительных дви­гателей при различных способах управления:        а — амплитудном;  б — фазовом, в — амплитудно-фазовом   (конденсатор­ный сдвиг фаз)

  При амплитудном управлении (рис.2,а) обмотка возбуждения В подключается к сети UB=U1= const. На обмотку управления У подается напряжение Uу, сдвинутое на четверть пе­риода (β= 90°) относительно напряжения возбуждения UВ. Значе­ние напряжения управления, изменяющегося в процессе регулиро­вания по амплитуде, обычно выражают в относительных единицах как отношение Uy к приведенному (к числу витков обмотки управ­ления) напряжению возбуждения UB, называя это отношение (α) эффективным коэффициентом сигнала:

α е=UУ /U’В= UУ /(UВ /k),

где k=wB / wy — коэффициент трансформации; wy, wB — эффектив­ные числа витков обмоток.

Похожие материалы

Информация о работе