Принципы многопартийности, идеологического разнообразия, свобода образования общественных объединений являются одними из важнейших, закрепленных в Конституции РФ. Однако их закрепление еще не гарантирует их реализацию. Во-первых, ФЗ “О политических партиях” запрещает представителям государственной власти вмешиваться в деятельность политических партий. В действительности мы видим обратную ситуацию. В нашей стране велика вероятность установления полного государственного контроля над политическими партиями, своеобразного огосударствления общественных объединений. Огосударствление политических партий не укрепляет глобальную конкурентоспособность государства, а ослабляет ее, создает возможности для опирающейся на вполне обоснованное недовольство населения политической дестабилизации, генерируемой извне[12]. Партия “Единая Россия” представляет, прежде всего, политическую силу чиновников. В СМИ периодически появляется информация о подконтрольности какой-либо партии чиновникам. Один из последних примеров – партия “Правое Дело”. Во-вторых, как мне кажется, нельзя говорить о реализации принципа многопартийности, пока партии в нашей стране не равны в своих правах. Недостатком я также считаю запрет на создание блоков. В апреле 2012 года были приняты поправки в партийное законодательство, которые призваны максимально облегчить создание и функционирование партий в нашей стране. Поправки призваны впустить в политическую жизнь большую массу людей с абсолютно разными политическими воззрениями, однако политологи высказывают опасения, что это пойдет лишь в пользу правящей партии, так как голоса за оппозицию будут диверсифицироваться среди мелких партий. И действительно Президент, ставший субъектом законодательной инициативы в данном законопроекте, а также Государственная Дума, где относительное большинство принадлежит доминирующей партии, не приняли поправки оппозиционных партий и политических движений о возможности создавать блоки. Блоки – реальный инструмент консолидации политических партий на время выборов без необходимости их дальнейшего объединения в одну структуру для более успешного проведения предвыборной кампании. Поправки, принятые в апреле 2012 года впустят на политическую арену десятки, а может и сотни новых партий, к тому же большинство из них будут иметь схожие программы, цели и идеалы и не могут объединиться по разногласиям в некоторых принципиальных вопросах или неуступчивости лидеров данных партий. Блоки позволили бы создать реально действующие идеологические полюса. Отсутствие блоков приведет, на мой взгляд, к тому, что многие мелкие партии не смогут добиться реальных успехов на политической арене, а позже войдут в состав других более сильных партий или ликвидируются, так как содержать партию – довольно затратное дело. В-третьих, сложным вопросом является уровень доверия населения к такому институту, как политическая партия. Существуют концепции, в которых партии могут быть заменены более простым образованием – политическим общественным движением. Однако, на мой взгляд, уровень заинтересованности населения в политике, партийной карьере и партийному строительству вырос после массовых митингов конца 2011 – начала 2012. В Министерство Юстиции подано более 100 заявок на регистрацию политических партий. Идеальным было бы формирование нескольких массовых партий, представляющих средний класс граждан России. Однако средний класс у нас так до конца и не сложился, а кризис способен серьезно подорвать экономическую, социальную и идеологическую базы его формирования. В этих условиях возможно только формирование политических партий “сверху”, что будет представлять собой не более чем клонирование той же “Единой России”. При отсутствии серьезной политической оппозиции ближайшее политическое будущее России прямо зависит от возможности самореформирования власти и в значительной степени от способности к самореформированию партии “Единая Россия”[13].
Политическая конкуренция – один из важнейших элементов демократического и правового государства. На мой взгляд, развитие принципа политической конкуренции – единственный способ развития демократии в нашей стране.
Нормативные источники, документы
1. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) “О политических партиях”. СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 04.02.2012).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.