Конституционные основы статуса политических партий России, страница 7

В зависимости от состава и порядка размещения кандидатов в списке могут применяться открытые и закрытые списки, единые списки и списки с полным либо частичным разделением на региональные (территориальные) группы.

Стоить отметить, что на выборах в 1993 году разбивка федерального списка на региональные группы являлась правом партии, но не их обязанностью. С 1995 года же федеральный список должен быть разбит на региональные группы в обязательном порядке.

На первых многопартийных выборах 1993 года общефедеральная часть списка не имела ограничений по количеству кандидатов, включаемых в ее состав. В 1995 году численность общефедеральной части была ограничена 12 кандидатами, на выборах 1999 года была увеличена до 18 кандидатов. В связи с принятием в 2005 году нового Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” численность общефедеральной части списка может составить не более трех кандидатов. Во время выборов депутатов ГД ФС РФ в 2011 г. общефедеральную часть можно было включить до 10 кандидатов.

Политические партии для осуществления контроля во время голосования могут выдвигать наблюдателей на избирательные участки. Институт наблюдателей является одним из составляющих демократичному общества и правового государства, который обеспечивает атмосферу гласности и повышает уверенность участников избирательного процесса в справедливости и легитимности выборов. Стоит отметить, что с 2005 году наблюдателями не могут быть представители от партий, которые не участвуют в выборах на соответствующем уровне или вышестоящем. Наблюдатель должен наблюдать за соблюдением технологии подсчёта голосов. Но в то же время большинство нарушений происходит не в день выборов, а до них. Политическими партиями, общественными организациями и государством ведётся активная борьба против нарушений регламента проведения выборов, политической агитации и т.п. Например, самыми распространенными нарушениями являются: нарушение правил уличной агитации, подкуп избирателей, нарушение прав кандидатов, давление на избирателей, нарушение правил агитации в СМИ, нарушения, связанные с распространением агитационных материалов. Нет безгрешных партий. Каждая из зарегистрированных политических партий, отметилась в нарушении законодательства, касающихся проведения выборов.

V. Приостановление деятельности политической партии и ее ликвидация.

Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политических партий регулируются ФЗ “О политических партиях”. Глава 9 данного закона четко указывает на те условия, при которых партия может быть ликвидирована, а также регламентирует весь процесс приостановления деятельности партии и ее ликвидации.

Основной причиной, по которой деятельность партии может быть приостановлена, является нарушение закона самой партией. Стоит отметить, что в данном случае уполномоченный орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и дает ей срок на их устранение. С учетом, вступивших в силу в апреле 2012 года поправок в партийное законодательство, государственная регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 3 месяца, в течение которых, можно устранить недостатки. Приостановление деятельности политической партии осуществляется регистрирующим органом, а именно Министерством Юстиции и может быть обжалована в Верховном Суде РФ.  Последствия приостановления деятельности таковы: политической партии запрещается пользоваться средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковских вкладов. Но основным последствием приостановления деятельности политической партии может служить ее дальнейшая ликвидация. Стоит отметить, что не допускается приостановления деятельности и ликвидация политических партий и ее региональных отделений со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов. Я считаю, что данная правовая норма обеспечивает защиту партий от административного ресурса государственных органов, которые могли бы в собственных интересах или в интересах определенных политических групп приостановить деятельность и не допустить до выборов неугодную партию.