Конституционные основы статуса политических партий России, страница 8

Ликвидация политической партии может осуществляться исключительно решением Верховного Суда Российской Федерации или добровольно высшим органом партии – ее съездом. Случаи, в которых наступает ликвидация партии, строго регламентированы законом. К таким условиям можно отнести не соответствие партий разрешенным ограничениям на создание и деятельность политической партии, а именно направленность партии на осуществление экстремисткой деятельности и.т.д. Партии подлежат ликвидации так же если препятствия, послужившие приостановлению деятельности партии, не были устранены в предусмотренный срок. Участие в выборах – не только привилегия и право партий, но также и их обязанность. В случае неучастия партии в выборах в течение 7 лет она подлежит ликвидации (с учетом поправок 2012 г.).  К тому же партии не смогут быть ликвидированы из-за недостаточной численности членов в ее региональных отделениях. Также политические партии будут представлять в уполномоченные органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности один раз в три года, а не раз в год, как сейчас. Стоит также отметить, что ранее возможна была ликвидация партии, если ее численность и численность ее региональных отделений не соответствовала предусмотренным законам нормы. В таком случае партия ликвидировалась или преобразовывалась в общественное движение.

В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда. Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.

Я считаю, что поправки в партийное законодательство, вступившие в силу в апреле 2012 года призваны облегчить существование партии, так как стало меньше оснований для ликвидации партий. Однако, несколькими годами ранее многие политические партии подвергались ликвидации не добровольно, а со стороны уполномоченных государственных органов. Например, Республиканская партия России ликвидирована в связи с тем, что в ее составе не находилось нужного количества человек, однако недавно Верховный Суд вернул регистрацию данной партии. Некоторые политические партии обращались в Конституционный Суд РФ с целью проверки положений ФЗ “О политических партиях”, касающихся численности политических партий на предмет конституционности данных положений. Конституционный Суд своим постановлениям признал данные положения конституционными.

Заключение.