Конституционные основы статуса политических партий России, страница 2

Многопартийность в России является одной из основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. Федеральный закон от 11 июля 2001 года №95-ФЗ “О политических партиях” устанавливал нормативно правовую базу, регулирующую деятельность политических партий в России. Данный закон обеспечил в России правовую основу для развития полноценной (т.е. реально представляющей интересы различных групп населения и реально воздействующей на власть) партийной системы, призван способствовать политической структуризации общества, активизации граждан, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в интересах граждан[6]. Проблема формирования полноценной партийной системы была и по-прежнему остаётся ключевым вопросом российской политики. В последнее время многие политологи, государственные и общественные деятели, лидеры политических партий пришли к выводу, что необходимо создавать условия небольшим по составу общественным политическим объединениям считаться партией, так как это способствует развитию политической конкуренции, многопартийности и политическому плюрализму. Политическая конкуренция в свою очередь служит основой стабильности политической системы государства, а также способом преодоления политической коррупции.

В целях либерализации создания и регистрации политических партий и  в апреле 2012 г. были приняты кардинальные поправки в партийное законодательство, способствующие реализации принципа многопартийности. Численность человек необходимых для создания партии сократилось в 80 раз (по сравнению с предыдущей редакцией ФЗ). Как мне кажется, данные изменения приблизят нас к реализации, закрепленного Конституцией РФ, принципа многопартийности. Я считаю, что для того, чтобы он смог быть реализован в полной мере, необходимо уравнять все партии в их правах. Мне кажется, что пока это не будет сделано, множество новых партий, которые смогут возникнуть, не будут иметь шансов на успех на выборах. Необходимо уравнять  доминирующую, правящую партию в правах с оппозиционными партиями, попытаться не допустить использования административного ресурса на выборах, а также организациями гражданского общества следить за честностью выборов. 

II. Создание политической партии.

Для создания политической партии отчасти действуют те же нормы, что и для юридических лиц. Правоспособность и дееспособность появляются с момента регистрации и прекращаются в момент ликвидации. Также стоит отметить, что запись о политических партиях должна быть занесена в Единый государственный реестр юридических лиц. При подаче заявления о государственной регистрации заявителем (п.1 ст.9 ФЗ “О политических партиях”) необходимо предоставить программу и устав в трех экземплярах. Федеральный закон о политических партиях предусматривает два способа образования политической партии: на учредительном съезде и путём преобразования в партию общественного объединения. Важным условием для регистрации политической партии является наличие региональных отделений, которые должны быть зарегистрированы не позднее чем через 6 месяцев после регистрации политической партии в подразделениях Министерства юстиции РФ в субъектах. Исполнение государственной функции, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы политической партии, государственной регистрации в связи с ликвидацией политической партии, включает в себя следующие административные процедуры: прием документов, необходимых для государственной регистрации; рассмотрение представленных документов; принятие решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации; при принятии решения о государственной регистрации - направление документов в налоговый орган; получение от него документов и подготовка документов для выдачи заявителю; выдача заявителю подлежащих выдаче документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации политической партии и полученного от ФНС России свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю направляется сообщение об отказе в государственной регистрации. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Я считаю, что законодатель правильно ввел ограничения на создание таковых партий. Во-первых, Россия – светское государство, а значит, церковь не может влиять на государственную власть, а государство влиять на церковь. Во-вторых, создание партий по национальной и расовой принадлежности может в итоге привести к межэтническим конфликтам, что в нашей многонациональной стране особенно опасно. Подобные общественные организации обращались с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на запрет их регистрации. Суд в свою очередь признавал положения ФЗ “О политических партиях” конституционными и отклонял жалобы граждан и общественных организаций.