Конституционные основы статуса политических партий России, страница 3

По моему мнению, создание политической партии в России трудоёмкий и бюрократический процесс. Органы регистрации зачастую отказывают в регистрации новой партии. В период с 2008 по 2011 годы партии образовывались путём реорганизации и слияния уже существующих партий. Например, “Правое Дело”. Таким же путём возникли “Справедливая Россия” и “Единая Россия”. Не стоит забывать, что для регистрации  политических партий нужно предоставить как минимум 8 документов, большинство из которых должны быть заверены или подписаны уполномоченными органами. В то же время, государственные органы имеют немало оснований для отказа в регистрации политической партии: устав партии противоречит российскому федеральному законодательству; нарушены требования к наименованию и символике; не предоставлены все необходимые для регистрации документы; содержание документов не соответствует ФЗ “О политических партиях”. Следует подчеркнуть, что учредительные документы, представленные на государственную регистрацию, изучаются в целях выявления противоречивой и недостоверной информации, а также положений, явно нарушающих законодательство. На данный момент, в Российской Федерации существуют и зарегистрированы следующие партии: “Единая Россия”, “КПРФ”, “ЛДПР”, “Справедливая Россия”, “Яблоко”, “Правое Дело”, “Патриоты России”.

Такой жёсткий формат регистрации партий выдерживают не всё политические объединения, стремящиеся стать партией. Многим отказывают в регистрации. Например, “Партии Народной Свободы” (ПарНаС) было отказано в регистрации из-за того, что многие его члены являются “мёртвыми душами”, т.е. их не существует. Однако в ряде СМИ появлялась информация о том, что сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации незаконно обзванивали членов партии, чтобы убедиться в их существовании. Также было отказано в регистрации “Пиратской партии России”, однако тут исполнительная власть в лице Министерства юстиции Российской Федерации предъявила замечания не только в отношении количества членов партии, но и в отношении ее названия.

Законодатель предъявляет жесткие требования в отношении названия политической партии. Название политической партии это её лицо. Оно может отражать партийную идеологию, основную цель деятельности, социальную или национальную группу, интересы которой отражает партия или просто запоминающийся бренд. Политические партии, как особый вид общественных объединений, единственное юридическое лицо, которому разрешено участвовать в выборах должны использовать в своём названии слово “партия”, что другим общественным объединениям категорически запрещено. В российском законодательстве существует ряд требований к названиям политических партий, которые закреплены в Конституции РФ (п.5 ст.13 Конституции РФ), в Федеральном законе от 11 июля 2001 года “О политических требованиях” (ст.6, п.3 ст.9, п.п.б п.1 ст.20), а также в законодательстве об охране интеллектуальной собственности и авторских прав (раздел четвёртый ГК РФ). Законодатель вводит некоторые ограничения, касающиеся создания партий. Например, невозможно использовать названия уже существующих партий, названия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и фамилии граждан. Однако конституционная практика знает пример создания в 2004 году в Ярославской области “Блока Путина”. Создатели этого избирательного блока сослались, что в названии их организации они использовали не фамилию действующего на тот момент Президента РФ, а период ловли рыбы[7]. Стоит отметить, что в соответствии с поправками 2012 года запрещается при регистрации партии использовать наименования, которые схожи с названиями существующих или уже не существующих политических партий "до степени смешении".

III. Финансирование политических партий.