Конституционные основы статуса политических партий России, страница 4

Финансирование политических партий в современном обществе осуществляется из данных источников: вступительные и членские взносы; предпринимательская деятельность партий; институциональные пожертвования; государственное финансирование; частное финансирование. Пожертвования от религиозных организаций запрещены законом, также как и от иностранных граждан и организаций (в том числе с высокой долей иностранного капитала в ней), апатридов и несовершеннолетних. Исторически, взносы и предпринимательская деятельность являются первыми источниками пополнения партийного бюджета и именно поэтому партии в определённый исторический период были материально самостоятельными. Но в современное время, никем не отрицается тот факт, что партии являются финансово несамостоятельными. Данная ситуация характерна не только для нашей страны, но и для большинства политических систем мирового сообщества. Показательно, что вновь возникающие партии уже не рассчитывают на вступительные и членские взносы как источник финансирования, а сразу ориентируются на другие источники и, в первую очередь, на средства крупных спонсоров[8]. В последнее время видна тенденция к уменьшению взносов и поступлений от профсоюзов (институциональные пожертвования) в доли бюджета партии, но в то же время увеличивается государственное и частное финансирование партий и появились новые возможности для предпринимательской деятельности партий. Наибольшую сумму получают партия, победившая на выборах и, пользующаяся наибольшей народной поддержкой. Некоторые современные политические организации на 80% зависят от государственного финансирования. Согласно ФЗ “О политических партиях” сумма государственных субсидий не должна быть менее 20 рублей умноженных на число избирателей, зарегистрированных на момент состоявшихся выборов. Партии имеют право на государственное финансирование, если федеральный список кандидатов, выдвинутый партией на выборах депутатов Государственной Думы, набрал более 3% голосов, или кандидат, выдвинутый партией на выборы Президента РФ, набрал не менее 3% голосов. Причем выплата в первом случае происходит ежегодно, а во втором единовременно.  Политические партии обязаны отчитываться в расходовании бюджетных средств. Государство оказывает поддержку партиям не только в виде финансирования, но и в виде налоговых скидок, бесплатного эфирного времени на государственных телевизионных телеканалах. В последнее время всё больше и больше возрастает финансирование партий по средствам спонсоров – частных и юридических лиц. Так как средства от членских взносов - величина крайне невысокая, а государственное финансирование далеко не набрало быстрых темпов роста, то есть все основания предположить, что большую часть экономической поддержки политические партии получают от частных спонсоров. На мой взгляд, участие государства в финансирование партий и предоставление льгот партиям ведёт к тому, что партии становятся подконтрольны государственному аппарату, а  также происходит постепенная утрата ими независимости, следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют.

Финансирование предвыборной деятельности партий ведется только из средств избирательного фонда. Его можно представить как совокупность денежных средств определённой политической партии, которые собираются и используются на финансирование избирательной компании. Избирательный фонд коренным образом отличается от других известных российскому законодательству видов фондов, так как не требует государственной регистрации и принятия учредительных документов, а также тем, что в регулировании его деятельности участвуют одновременно и нормы публичного права и нормы частного права. Моментом создания избирательного фонда считается внесение специальных средств на открытый избирательный счет, а ликвидированным с момента закрытия этого счета.  Создание избирательного фонда – обязательное условие регистрации федерального списка кандидатов. Если политическая партия не создаст избирательный фонд, даже с отсутствием денежных средств на нём, то это может стать поводом для отказа в регистрации списка кандидатов. Избирательные фонды носят строго целевой характер. Это значит, что они создаются только для целей финансирования избирательных компаний. Закон строго указывает на то, на какие цели расходуются средства, а также финансирование избирательной компании может вестись только из средств избирательного фонда. Действующее законодательство не предусматривает проводить предвыборную агитацию без привлечения средств избирательного фонда, самостоятельно оплачивая соответствующие расходы, если он не является кандидатом и если он не выступает от имени кандидата или политической партии[9].