Описание конструкции и принципа действия червячно-цилиндрического редуктора, страница 4

В соответствии со степенью точности и номинальным размерам вала-шестерни  и червячного колеса принимаем соответствующие числовые значения отклонения соосности 0.016 и 0,025. [1] табл. 2.40.

Сопряжение тихоходного вала 9 с зубчатым полумуфтой  17. По параметрам рабочих поверхностей шкивов ременных передач подбираем шероховатости равные для вала Ra=0.23 мкм ,  для шкива Ra=0.4 мкм.[1] табл. 2.68.

Для сопряжения между тихоходного вала с зубчатым полумуфтой  принимаем отклонение формы поверхностей от цилиндричности, допуск цилиндричности для отверстия 0.006, для вала 0.004. [2] табл. 2.18.

В соответствии со степенью точности и номинальным размерам тихоходного вала  и зубчатого полумуфты   принимаем соответствующие числовые значения отклонения соосности 0.012 и 0,020. [2] табл. 2.40.

3 Расчет посадок с натягом

3.1 Расчет и выбор посадок с натягом  

Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных соединений деталей без дополнительного крепления винтами, гайками, шпонками, штифтами и т.д. Относительная неподвижность деталей при этом достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие действия деформаций их контактных поверхностей.

В соответствии с заданием [3] таблица П.3.1., выберем и рассчитаем посадку с натягом d6, сопряжение червячного колеса (1) с валом-шестерней промежуточным (2).  Из таблицы [3] П.3.2., примем для данной посадки мм, также T=40 Нм, кН.

Принимаем материал сопрягаемых деталей – Сталь 60 с  МПа, шероховатость поверхности вала мкм, а отверстия – мкм. Значения шероховатостей деталей принимаем по [1] таблица 2.68. Сборку осуществляем под прессом.

Рисунок  3.1. Схема сопряжения с натягом.

Определяем незаданные геометрические параметры деталей сопряжений

[3] c. 11:

                             d2= (1,6-1,8) dн.с=1,7·0,050=0,085 м;                        (3.1)

l =(1,4-1,6) dн.с=1,5·0,050=0,075 м;

где:     – наружный диаметр зубчатого колеса;

dн.с – номинальный диаметр зубчатого колеса;

 – ширина зубчатого колеса;

Находим величину минимального удельного давления, возникающего на контактируемых поверхностях и необходимого для передачи крутящего момента. [1] формула 1,109:

                                     

где:   fкоэффициент трения, выбираемый из таблицы [1] 1.104.

Принимаем  f=0.1, поскольку обе сопрягаемые детали изготовлены из стали, [1] таблица 1.104.

              Па

Рассчитываем величину минимально необходимого натяга, обеспечивающего неподвижность соединения, используя известное соотношение для определения напряжений и упругих перемещений в толстостенных цилиндрах, [1] формула 1.110:

                                                                    (3.3)

где      и  – модули упругости материалов ступицы и вала, и  – коэффициенты Лямэ, определяемые по формулам, [1] с 334:

(3.4)
                                 (3.5)

где:    и  – коэффициенты Пуассона для ступицы и вала.

Значения  и выбираем по [1] таблица 1.06.

;

.

Принимаем  и . Из [1] таблица 1.106.

Получив все необходимые значения, подсчитаем величину минимального натяга, [1] формула 1.110:

                        мкм                         (3.6)

Определяем наименьший допустимый натяг с учетом уменьшения действительного натяга за счет смятия неровностей при запрессовке:

 (4.7)

, мкм

Рассчитываем максимально допустимое удельное давление ,при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей по [1] формулам 1.115 и 1.116.

    Для вала       , МПа                                (3.8)

, Мпа

    Для втулки:        , МПа                        (3.9)

, МПа

Находим величину наибольшего расчетного натяга, для этого возьмем минимальное значение допустимого удельного давления, [1] формула 1.117:

        (3.10)

Вычисляем наибольший допустимый натяг с учетом среза и смятия неровностей, [1] формула 1.113:

  мкм             (3.11)