Конструкция и техническое обслуживание двигателя. Масляная система, страница 5

Вспененное и подогретое отработанное масло сливается в откачивающие насосы передней опоры ротора НД 37, корпуса опор 32 и задних опор 15, которые перекачивают отработанное масло в центрифугу 19. В линии слива перед откачивающими масляными насосами установлены пеногасители сетки. При перепуске через них масла пузырьки воздуха вследствие поверхностного натяжения лопаются, и из масла выделяется воздух. Последнее повышает высотность системы, эффективность работы маслооткачивающих насосов и улучшает охлаждение масла в радиаторе. Кроме того, эти сетки предохраняют насосы от попадания в них крупных металлических частиц.

В центрифуге 19 под действием центробежных сил происходит отделение от масла его паров и воздуха. Очищенное масло через фильтр-сигнализатор 20 подается в топливомасляный радиатор 22, а пары и воздух сбрасываются в полость коробки агрегатов двигателя. Для предотвращения перетекания масла из масляного бака в коробку агрегатов двигателя в момент его запуска и останова, когда поле центробежных сил центрифуги мало, в вал ротора центрифуги вмонтирован запорный клапан 21. При частоте вращения ниже 5000 об/мин клапан закрыт.

Топливомасляный радиатор (ТМР) снабжен клапаном 23, который при повышении гидравлического сопротивления в магистрали ТМР до (2 ± 0,1) 105 Па перепускает масло со стороны входа на выход из радиатора. Масло после радиатора поступает в нагнетающий масляный насос 28. Для создания циркуляции масла в баке и его обогрева часть масла после радиатора по каналу 25 отводится в бак. Фильтр-сигнализатор 20 при появлении стружки в двигателе выдает световой сигнал на табло "Стружка в масле". Таким образом, масляная система двигателя выполнена по короткозамкнутой схеме, в которой основная часть масла циркулирует по замкнутому кольцу: нагнетающий масляный насос — двигатель — откачивающие масляные насосы — центрифуга воздушно-масляный радиатор — нагнетающий масляный насос. Подкачивающий масляный насос 26 при работе двигателя компенсирует расход масла в системе за счет ее подпитки маслом, забираемым и:  масляного бака.

Редукционный клапан 24 подкачивающего масляного насоса обеспечивает поддержание постоянного давления на входе в нагнетающий масляный насос.

Точками слива масла в системе являются сливные краны: 34 слива масла из масляного бака 4 (кран ввернут в КСА); 30 масляного фильтра 31; 18 коробки приводов агрегатов двигателя.

Суфлирование обеспечивается двумя центробежными суфлерами и тремя откачивающими насосами. Бак суфлируется непосредственно с атмосферой по трубке 7. Воздущномасляная эмульсия из полости корпуса опор и коробок приводов поступает в центробежный! суфлер 35,  расположенный в коробке самолетных агрегатов, в котором под действием центробежных сил от эмульсии отделяется масло. Оно сливается в корпус коробки агрегатов самолета, а воздух выводится трубопроводом в эжектор, установленный во втором контуре двигателя.

Воздушно-масляная эмульсия из полости задних опор поступает в центробежный суфлер 13, расположенный в силовом корпусе, где от эмульсии отделяется масло. Масло возвращается в масляную полость, а воздух по каналу 12 подводится к датчику сигнализатора 11 пожара и далее по каналу 14 возвращается в газовоздушный тракт. Воздушно-масляная полость передней опоры ротора НД суфлируется через масло-откачивающий насос 37. Таким образом, сброс воздуха из центробежных суфлеров осуществляется в тракт наружного контура двигателя, что предотвращает возможность замасливания мотогондолы и обшивки планера. Разделение масляных полостей двигателя от воздушных выполнено графитовым и лабиринтным уплотнителями в узлах опор. Количество воздуха, просачивающегося через уплотнения опор, примерно компенсируется таким же количеством воздуха, откачиваемого вместе с маслом откачивающими масляными насосами 32,15,37.