Конструкция и техническое обслуживание двигателя. Масляная система, страница 3

Выбор той или иной схемы масляной системы во многом зависит от назначения, типа и летно-технических данных ЛА, количества, типа и размещения двигателей в мотогондолах, наличия редуктора, систем реверса и др.

Вертолетные и вспомогательные силовые установки обычно расположены в хвостовой части фюзеляжа, имеют автономные масляные системы. Масляные системы ГТД могут быть циркуляционными, нециркуляционными и комбинированными.

Циркуляционные масляные системы (рис. 1) характеризуются м, что одно и то же масло циркулирует по замкнутому или коротко-замкнутому контуру. Они состоят из внешней и внутренней систем. Первая включает в себя маслобак, подкачивающий насос, маслорадиатор, воздухоотделитель и систему трубопроводов. Она имеет два участка: от маслобака до нагнетающего насоса — всасывающую магистраль и от откачивающих насосов до маслобака — откачивающую магистраль.

Нагнетающие и откачивающие насосы, фильтры, редукционные и запорные клапаны, масляные форсунки, система внутренних каналов и трубопроводов являются составной частью внутренней маслосистемы, которая ограничена участком от нагнетающего до откачивающих насосов. Во всасывающей магистрали внешней системы расположены маслобак, подкачивающий насос, обратный клапан и трубопроводы, обеспечивающие подачу масла к нагнетающему насосу. Всасывающая магистраль должна обладать минимальными гидравлическими сопротивлениями, т. е. быть по возможности прямой, короткой и иметь больший диаметр. Несмотря на целесообразность защиты нагнетающего насоса от попадания в него пыли, кристалликов льда и других механических частиц, установка фильтров в всасывающей магистрали нежелательна, так как это заметно повышает ее гидравлическое сопротивление и тем самым снижает высотность маслосистемы.

В откачивающей магистрали внешней системы обычно имеются трубопроводы, воздухоотделитель, маслорадиатор, терморегулирующие и другие устройства, обеспечивающие подготовку масла к повторному циклу. Воздухоотделители устанавливаются перед маслорадиаторами, так как в горячем масле облегчается процесс воздухоотделителя, улучшается теплоотдача при протекании через радиатор масла, очищенного от воздуха, масляных паров и пены. Кроме того, воздухоотделитель создает напор, достаточный для преодоления гидравлических сопротивлений радиатора1 и других агрегатов, установленных в откачивающей магистрали. Иногда в откачивающей магистрали производится замер температуры выходящего из двигателя масла.

Рис. 1. Циркуляционная замкнутая масляная система:

1 — масляный бак; 2 — топливомасляный радиатор; 3 — горловина; 4 — правый привод; 5 — воздушный компрессор; б — фильтр; 7 — манометр; 8, 37 — обратные клапаны; 9, 20, 22 — дополнительные фильтры; 10 — датчик; 11 — коробка агрегатов двигателя; 12, 13 - плунжерные насосы; 14 - генераторы; 15, 24 ~ жиклеры; 16 - средняя опора; 17, 25 — маслосборники; 18, 21, 29 — пеногасительные сетки; 19 - муфта; 23 - задняя опора; 26, 27 - пробки слива масла; 28 - рессора; 10 -нижний привод; 31, 32, 33 — откачивающие секции маслоагрегата; 34 — нагнетающая секция маслоагрегата; 35 — редукционный клапан; 36 — маслоагрегат.

Во внутренней маслосистеме ГТД масло от нагнетающего насоса после очистки в фильтрах идет на смазку и охлаждение подшипников опор роторов, подшипников приводов, зубчатых зацеплений и шлицевых соединений деталей, а иногда используется и в качестве рабочей, жидкости в различных автоматических устройствах. Дополнительная очистка масла во внутренней маслосистеме производится фильтрами, установленными перед масляными форсунками, а также на входе в автоматические устройства.

Для защиты откачивающих насосов от попадания металлических частиц (их появление сигнализирует о повышенном износе деталей двигателя) перед ними устанавливают сетчатые фильтры с термостружкосигнализаторами.