Для предотвращения перетекания масла из маслобака через зазоры в нагнетающем насосе в неработающий двигатель в магистрали за нагнетающим насосом устанавливают запорный (обратный) клапан. Этот клапан открывается лишь при давлении, превышающем статический напор масла перед ним. Замер температуры и давления масла, входящего в двигатель, как правило, производится во внутренней маслосистеме.
Циркуляционная коротко замкнутая масляная система характеризуется тем, что масло циркулирует в системе по замкнутому контуру: масляный насос — двигатель — радиатор — масляный насос, минуя масляный бак. В таких системах воздух и небольшая часть масла (после центробежного воздухоотделителя) возвращаются в бак для прогрева находящегося там масла, а основная часть масла после охлаждения в радиаторе поступает в двигатель. Преимущество этой системы перед замкнутой состоит в следующем:
обеспечивается большая высотность, потому что всасывающая линия нагнетающей секции находится под напором, создаваемым откачивающими насосами и насосом подпитки; двигатель быстрее прогревается из-за ускоренного прогрева масла; в баке содержится запас чистого охлажденного масла, используемого для подпитки системы. Недостаток короткозамкнутой системы — отсутствие непрерывного удаления воздуха из масла, находящегося в баке. Короткозамкнутые масляные системы применяются на турбовинтовых и двухконтурных турбореактивных двигателях. В качестве примера рассмотрим циркуляцию масла в масляной системе одного из ТРДЦ.
При первоначальном заполнении системы масло поступает из масляного бака 4 (рис. 2) к подкачивающему масляному насосу 26, который подает его под давлением через перепускной клапан 27 на вход в нагнетающий масляный насос 28. Перепускной клапан предотвращает перетекание масла из бака в двигатель, когда последний не работает. Нагнетающий масляный насос подает масло под давлением (3,5 ...4)105 Па, ограниченным редукционным клапаном 39 через фильтр 31 тонкой очистки в масляную систему.
Очищенное после фильтра масло нагнетается для смазки: роликоподшипника и торцового контактного уплотнения передней опоры ротора НД по каналу 38; шарикоподшипника средней опоры ротора НД по каналу 5; шарикоподшипника и торцового уплотнения передней опоры ротора ВД и контактного межвального уплотнения по каналу 6; роликоподшипника задней опоры ротора ВД по каналу 9; роликоподшипника задней опоры ротора НД по каналу 10; коробок агрегатов двигателя и агрегатов самолетных по каналу 36.(Для смазки и охлаждения опор подается масло через струйные форсунки (жиклеры). При струйной подаче обеспечиваются интенсивная прокачка масла между трущимися деталями, хороший отвод тепла и промывка опор (вымывание продуктов износа).
Рис. 2. Циркуляционная короткозамкнутая масляная система:
1 -датчик давления масла в системе автоконтроля; 2 -датчик давления масла на указатель УИЗ-3; 3 - датчик давления масла, выдающий сигнал на лампочку в системе автоконтроля; 4 - масляный бак; 5, 6, 9,10, 36, 38 -каналы в линии нагнетания масла на смазку опор роторов, коробок агрегатов двигателя и агрегатов самолёта; 7 - трубка суфлирования масляного бака;
8 - трубопровод выхода воздуха через суфлер из
коробок самолетных и моторных агрегатов; 11 - датчик
сигнализатора пожара; 12 - канал суфлирования; 13 -суфлер
центробежный; 14 - канал возврата воздуха в тракт двигателя; 15
- масляный насос, откачивающий масло из задних опор роторов; 16 -эжектор;
17 - бачок дренажный; 18, 30, 34 - краны слива
масла из коробок приводов масляного фильтра и масляного бака; 19
- центрифуга; 20 - фильтр-сигнализатор; 23 -
клапаны обратные; 21 - клапан запорный; 22 -
радиатор топливомасляный; 24, 39 - клапаны редукционные подкачивающего
и нагнетающего масляных насосов; 25 - канал перепуска части масла
из линии откачки в масляный бак; 26 - масляный насос
подкачивающий; 27 - клапан перепускной (стояночный) ; 28 -
масляный насос нагнетающий; 29 - клапан фильтра
предохранительный; 31 - масляный фильтр; 32 -
насос откачивающий масло из коробок агрегатов; 33 - коробка
приводов агрегатов самолета; 35 - суфлер центробежный; 37 -
насос, откачивающий масло из передней опоры ротора НД; 40 -
патрубок; 41- приемник замера температуры масла на входе в
двигатель
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.