Конструкция и техническое обслуживание двигателя. Масляная система, страница 2

смазка струйной подачей. В этом случае масло под давлением через специальные форсунки- жиклеры нагнетается направленной струей на трущиеся поверхности. При этом обеспечиваются интенсивная прокачка масла между трущимися деталями, хороший отвод тепла и вымывание продуктов износа. Таким способом смазываются подшипники качении опор роторов, зубья шестерен редукторов и шлицевые соединения. В зависимости от необходимой прокачки масла через опоры роторов ГТД применяют трех-, шести- и двенадцатиточечную подачу масла через жиклеры, устанавливаемые равномерно по окружности подшипников; смазка разбрызгиванием (барботажем). Масло при таком способе разбрызгивается подвижными и вращающимися деталями двигателя, раздробляется на мельчайшие капельки, образующиеся в полостях опор, редукторов и приводов в масляный туман. Капельки масла проникают через зазоры между трущимися поверхностями или оседают на них. Так смазываются подшипники качения и шестерни приводов. Благодаря наличию масляного тумана в воздушно-масляных полостях ГТД масло, обладающее липкостью, покрывает детали пленкой, предотвращающей их от коррозии.

Правильно организованная система смазки трущихся поверхностей деталей двигателя — важнейший фактор надежности и долговечности работы двигателя. Поэтому системы смазки должны обеспечивать: бесперебойную подачу масла под определенным давлением в двигатель на всех режимах и в любых условиях его работы, как на земле, так и в полете. Данное требование обеспечивается надежной работой маслоагрегатов системы;

-автоматическое поддержание температуры масла в заданных пределах. Для этого устанавливают воздушно-масляные и топливомасляные радиаторы со специальными автоматами, регулирующими отвод тепла от циркулирующего в системе масла;

-тщательную очистку масла от механических примесей, воздуха и газов, которое обеспечивается установкой масляных фильтров, воздухоотделителей, центрифуг;

-выдачу сигналов экипажу самолета и в систему автоматического контроля о надежной работе системы, о появлении стружки в масле (достигается установкой в кабине пилотов визуальных бортовых приборов, сигнальных табло и установкой в линии откачки масла специальных фильтров — сигнализаторов);

-быстрый прогрев масла в системе после запуска двигателя; необходимый запас масла в системе для максимальной продолжительности полета (обеспечивается вместимостью маслобака и правильным соотношением производительности нагнетающих и откачивающих секций маслонасосов);

-герметичность, надежность уплотнения соединений и полостей, а значит минимальные расходы масла при работе двигателя на земле и в полете, его пожарную безопасность (достигается лабиринтными, контактными и бесконтактными масляными уплотнениями);

-надежное сообщение воздушно-масляных  полостей двигателя с атмосферой, исключающее повышение давления воздуха в них, а значит и выбивание масла (обеспечивается надежной системой суфлирования, установкой центробежных суфлеров и суфлерных бочков);

-высотность, т. е. надежную работу двигателя с подъемом самолета на высоту (достигается запасом производительности нагнетающего маслонасоса по давлению с необходимым циркуляционным расходом масла,  установкой дополнительного  подкачивающего маслонасоса,  задающего постоянный напор масла на входе в нагнетающий, расположением маслобака выше подкачивающего и нагнетающего масляных насосов, установкой специальных крыльчаток на откачивающих насосах и др.);

-исключение перетекания масла из бака в неработающий двигатель (обеспечивается установкой обратных клапанов между баком и нагнетающим насосом);

-простоту и удобство технического обслуживания, а также замены агрегатов и трубопроводов за счет правильного их расположения на самолете и двигателе.


Типы масляных систем