Личностно-ориентированный подход в психологии. Методология личностно-ориентированного взаимодействия, страница 9

При личностно-ориентированном подходе воздействие, осуществляемое педагогом, должно осуществляться как раскрытие, затем – демонстрация и после – передача собственного ценностного отношения педагога к окружающему миру. В таком сотрудничестве прослеживается взаимообратная связь. Насколько ярко профессионалу  удастся выразить себя, свою позицию и отношение к ценностям, зависит обратная реакция участника подхода, переживающего внутри себя это отношение. Проявление переживания внешне, может выражаться в мимике, словах, поступках и др. Психологически и педагогически верно осуществляемое воздействие, способно обеспечить адекватное и часто доверительное взаимодействие специалиста с одним человеком, группой людей и даже большим коллективом. Педагогическое и психологическое воздействие это совершенно разные подходы. Педагогическое взаимодействие  – это особая форма связи между участниками создаваемого процесса, в ходе которого происходит эмоциональный обмен, обогащение интеллектуальной и деятельностной сфер задействованных участников, и носит социально значимый характер [5]. Поскольку взаимодействие играет главную роль в процессе социализации, оно делится на несколько видов. Первое – прямое: непосредственное, когда контакт происходит напрямую между субъектами. Второе  –  косвенное: опосредованное, оно происходит через различные действия, предметы, обмен информацией и при помощи других людей.

Поскольку важные личностные качества закладываются в детстве, то сегодня свою актуальность набирает личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», предполагающее признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, а в дальнейшем деятельности. Ребенок фактически становится партнером в образовательно-воспитательном процессе. Так мы приходим к выводу, что ученик, воспитанник, является основным субъект образовательно-воспитательного процесса.

Важнейшей целью личностно-ориентированного взаимодействия специалиста с заинтересованным в помощи лицом – это создание максимально благоприятных условий, содействие в его личностном росте и развитии и формирование нравственных ориентаций в его дальнейшем, и дальше жизненном самоопределении. Самый важнейший компонент, база, а вместе с тем и условие для формирования  способностей к самоопределению, саморазвитию, самоорганизации, самореабилитации, самореализации личности остается психическое и физическое здоровье. По значимости за ним следует нравственность и способности, именно они определяют содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися. Наиболее ярко специфику личностно-ориентированного подхода можно рассмотреть на примере педагог-воспитанник. Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Определяющим фактором взаимодействия является позиция педагога [13]. Эта позиция исходит из интересов развития личности ребенка: признание, понимание, оказание ему помощи, принятие его как полноправного партнера.

Самым эффективным для развития личности и коллектива, по мнению российских ученых и практиков, остается сотрудническое взаимодействие. Характерными чертами являются их знания, доброжелательность, опора на положительные качества в личности, опора на положительные качества в личности, доверительность, активность обеих сторон, объективность, диалог.

Наиболее значимым воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно способно обеспечить равенство позиций партнеров, демонстрирует уважительное и доверительное отношение друг к другу, принятие подлинной сущности партнера, открытость, искренний обмен мнениями, отсутствие предвзятости [7]. Недопустимы подавления, равнодушие друг к другу (индифферентность), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, наиболее плодотворным способам взаимодействия – создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий ответственной зависимости.