Личностно-ориентированный подход в психологии. Методология личностно-ориентированного взаимодействия, страница 4

Период, наступивший после революции, был тесно связан с социалистическим переустройством общества. При изучении идей личности, он отличался наличием критических методологических противоречий и острых кризисных ситуаций. Народный комиссариат просвещения взял на себя ответственность за управление образованием. В ведение Государственного ученого совета вошло управление наукой. Понятие марксизма и мировоззренческие идеи созданных управленческих механизмов и структур стали идеологическим основанием деятельности. В итоге именно они определили подход к изучению личности как к средству для грамотного построения коммунизма [11]. В это время идеи личности развивались под влиянием разных методологических направлений и научных теорий. Примером этих теорий и методологий служили: поведенческая психология, психоанализ, психотехника, марксистская методология, педология. Выросла роль общественного заказа, который государство поставило перед педологией. Эта цель была «воспитать нового человека», который бы подчинялся известным интересам классовой борьбы. Решение этой задачи было возложено на Л. С. Выготского, Π. П. Блонского, М. Я. Басова, А. С. Залужного и многих других мастеров психологии. Педология ставила перед собой цель объединить все подходы различных наук: психология, педагогика, медицина и биология, для развития полноценной личности. Исходя из этого, данное направление приняло глобальный характер в научном и организационном плане. Педологическое знание в те времена стало базовым. Это повлекло за собой разделение научно-теоретического основания этого научного течения на три направления: биогенетическое, рефлексологическое и социогенетическое. Большую актуальность приобрел тезис о необходимости изучать человека в качестве активного деятеля, но в психологии всё еще доминировала тенденция к биологизации человека.

Самой взвешенной из всех позиций оставалась Льва Семеновича Выготского. Важнейшим элементом изучения ребенка в его исследованиях стал целостный генетический подход. Лев Семенович продолжал утверждать, что социальная ситуация является влияющим фактором на развитие личности. В осознание социальной детерминации он синтезировал научные концепции Ж. Пиаже и Э. Кассирера. Жан Пиаже в своих работах рассматривал общественную детерминацию через приобретенный социальный опыт, который индивид усваивал в процессе социализации. Под социальным опытом принято понимать общечеловеческие способы действий, культура в целом, употребление различных символов и орудий. Однако Ж. Пиаже трактовал в социальном опыте культуру как важнейший фактор и рассматривал психическую деятельность людей как ее присвоение. Его коллега Э. Кассирер в своей концепции относил символы и знаки к характеристикам сознания. Л. С. Выготский в свою очередь в отличие от него использовал символ как главную характеристику взаимодействия и в качестве орудия и средства. Подводя итог и завершая исследования высших психических функций, которые он трактовал как высшие формы поведения людей, Л. С. Выготский акцентировал внимание на то, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка». Он настаивал, что «личность... есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке... Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения».