Личностно-ориентированный подход в психологии. Методология личностно-ориентированного взаимодействия, страница 3

Потребности и мотивы так же влияют на формирование личности. Потребность может проявляться в сознании человека как мотив его вероятного поведения. Мотивы деятельности и человеческие потребности имеют социальный характер [1]. Как известно, решающая роль в возникновении потребностей и мотивов принадлежит окружающей среде, а она в свою очередь детерминирует их формирование и развитие.

Зачастую совокупность определенных субъективных и объективных обстоятельств неудовлетворенная индивидуальная потребность может стать побудительной силой для отдельных преступлений. Все мотивы, интересы потребности проявляются в многосложных и разнообразных взаимосвязанных друг с другом формах. Однако человек существо социальное и часто обладает свободой воли, это дает ему возможность управлять своими желаниями и потребностями и управлять ими. Еще одним важным моментом являются интересы. Они представляют собой другой психологический механизм. Взаимоотношения интересов и потребностей подвижны и очень сложны [7]. Представление о зависимости психических процессов, о целостной структуре личности, полностью согласуется с широко известным в современной психологии положением о взаимообратной компенсации психических функций и свойств человека.

1.2. Подходы к изучению личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии

Кратко рассматривая теоретический аспект, проследим становление и развитие личностно-ориентированного подхода в русской психологии. Формирование  социально-психологической проблематики личности в теоретических подходах отечественной психологии и в исследованиях современной психологии.

В России на стыке XIX-XX веков, вследствие поляризации научных, общественных и идеологических сил, произошло смещение и в итоге изменение парадигмальных установок. (Парадигма – совокупность методологических и теоретических предпосылок, которые определяют конкретное научное исследование на определенном этапе). Среди ведущих психологов того времени произошел спор, в ходе которого произошло разделение на три основных направления: экспериментальное, естественнонаучное и эмпирическое [4]. Огромное влияние на этот процесс, протекающий на российской территории, оказали фундаментальные научные направления мировой психологии: неотомизм, бихевиоризм, позитивизм. По причине разделения взглядов психологов России в начале XX века в содержательном плане научная психология не представляла собой целостного единства, так как не было найдено общих методологических оснований для ее динамического развития. Вместе с этим этот период наиболее ярко характеризуется стремлением к диалогу теорий, культур и концепций. Наиболее существенным было рождение самой идеи личности, переход от человека к личности рассматривался как идеальная модель. Это являлось  социально желаемым итогом развития.

Временной период этого времени изучения проблем и особенностей личности был связан с началом разработки культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского. В рамках данной концепции был намечен путь преодоления серьезного разрыва между объяснительной и описательной психологии в формулировке личности как «вершиной или пиком проблемы» психологии и др. Обращаясь к области эмпирического течения можно наблюдать, что проблема личности была изучена и основательно представлена в работах Π. Ф. Каптерева, Η. X. Весселя, Г. И. Челпанова, А. Л. Нечаева, И. А. Сикорского, и др.