Личностно-ориентированный подход в психологии. Методология личностно-ориентированного взаимодействия, страница 8

Понятие деятельности как о единице анализа в психологии личности – это безусловный постулат в теории А. Н. Леонтьева, основываясь на этом, он проводит разграничение между понятием личность и индивид. Здесь индивид выступает как целостное, неделимое, со всеми своими исключительными особенностями генотипическое образование.  В это же время личность остается также единым образованием, но не присвоенное чем-то или кем-то, а созданное, произведенное в результате широкого множества предметных деятельностей. Личность характеризуется как совокупность иерархических отношений различных сфер деятельности. Главная особенность которых, состоит в том, что эти «иерархии деятельностей возрождаются их собственным развитием, именно они образуют ядро, стержень любой личности». Согласно теории Леонтьева А. Н. существующие мотивы-стимулы, побуждают крайне эмоциональные, но не наделенные смыслообразующей функцией.  Смыслообразующие мотивы (мотивы-цели), также провоцирующие деятельность, но при этом наделяющие ее личностным смыслом. Из этого следует, что мотивационную сферу личности составляет иерархия смыслообразующих мотивов. Согласно его концепции, структура личности демонстрирует относительно устойчивую конфигурацию, важнейших, внутри имеющейся структуры иерархизованных, устойчивых мотивационных линий.  Внутренне взаимоотношение основных мотивационных линий, образуют общий «психологический профиль личности». На основе этих важнейших предположений, Леонтьев А. Н. выделяет три ведущих параметра личности:

1)  многогранность связей человека с миром (непосредственно через его деятельность);

2)  уровень иерархизованности сложившихся связей, которые преобразовались в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

3)  общую и целостную структуру этих связей, а конкретнее мотивов-целей.

Сложный процесс формирования личности, согласно Леонтьеву Алексею Николаевичу, подразумевает развитие целепологания, а следовательно, развития адекватных действий определенного субъекта. «Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг действительностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами» [3. Стр. 14-16] .

Появление личности в качестве системного качества по Леонтьеву А. Н. обоснованно тем, что индивид в процессе коллективной деятельности среди других индивидов вносит изменения в окружающий мир, вследствие чего он преобразует себя и становится личностью. Важно отметить, что необходимый критерий психического он нашел в «теле» индивида, а в окружающем его пространстве – в характерной структуре взаимодействия субъекта с окружающим его предметным миром. Поэтому первостепенная в трактовке понятия мотива идея его нахождения  и положения вне субъекта – как относящегося к внешнему миру предмета потребности. Как правило, она направлена против замыкания психической полноценной деятельности во внутреннем пространстве субъективного опыта.


1.3. Методология личностно-ориентированного взаимодействия

Личностно-ориентированное воздействие осуществляется психологом-специалистом с целью развития, помощи и формирования личности обратившегося человека, ориентировка его на позицию субъекта. Личностно-ориентированное воздействие – это не любое воздействие, а грамотное воздействие профессионала, которое является носителем воли, сознания, отношений. Из этого следует, что человек должен осознать связи своего «Я» с другими «Я» и с окружающим миром в целом. Подобное предвосхищение будущего развития личности в рамках подхода, формируется у психолога на основе знаний природы личности, закономерностей развития. Такое воздействие на формирование личности, наполнено социальным смыслом в связи с тем, что психолог выступает от имени социума и его интересов. Личностно-ориентированный подход, также может применяться к детям, однако здесь на место психолога приходит педагог. Он помогает ребенку определиться со многими своими стремлениями, что в процессе работы формирует его личность [13]. Если такое воздействие будет оказываться на ребенка, то в таком случае специалист должен транслировать ему мир на уровне высоких достижений культуры, которые были наработаны человечеством в течении всего существования, излагать только грамотные и взвешенные мысли. В целом личностно-ориентированный подход, направленный на ребенка – это особый вид деятельности психолога-педагога, его тонкое прикосновение к индивидуальным особенностям, которое направлено непосредственно на раскрытие его скрытых возможностей. Воздействие на ребенка такого характера должно помогать ему стать полноценным субъектом деятельности и своей жизни.