Личностно-ориентированный подход в психологии. Методология личностно-ориентированного взаимодействия, страница 7

На рубеже 50-60-х годов прошлого века особое внимание было уделено проблеме исследования индивидуальных психических различий. К области таких специалистов относились: Теплов Б. М. и представители его психологической школы Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др. В своих трудах касающихся индивидуально-психологических различий они развивали важнейшую идею психологии личности – о направленности личности, которая определяет себя в склонностях к конкретной деятельности. Теплов говорил о человеке как о «творце своей индивидуальности», при этом он не снижал роль его природных, изначально заложенных предпосылок и индивидуально-типологических особенностей. В процессе разработки целостной концепции индивидуальности, Борис Михайлович Теплов провел огромную работу [10]. В этот значительный труд вошел многосторонний анализ творчества и жизни выдающихся русских композиторов и великих полководцев. Он не соглашался с тем, что одаренность – привилегия исключительных людей.

Петровский Артур Владимирович утверждал, что для периода 50-60-х годов XX века свойственен «коллекционерский» подход, где личность представлена в качестве набора свойств, качеств, характеристик, черт и особенностей психики человека. Однако с середины 60-х годов XX века были приняты попытки для поиска общей структуры личности. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который состоялся в 1969 г., определил личность как биосоциальное существо, в рамках которого она исследовалась с позиций структурного подхода. По ходу своей научной деятельности, этот подход неоднократно подвергался критике, которая заключалась в том, что исследователи в личности выделяли как социально-обусловленную, так и биологическую подструктуру [12]. Это зачастую приводило к тому, что между понятиями «человек» и «личность», «индивид» и «личность» не существовало различий. По утверждению Петровского А. В. биологическая основа существует в личности в преобразованной форме как социальное.

В свою очередь Ананьев Борис Герасимович, разрабатывал идею интеграции полученных знаний о человеке. Он давал целостную и развернутую характеристику терминов «личность», «индивид», «субъект деятельности». Он делает важный вывод о том, что свойства личности развиваются на протяжении всего жизненного пути человека, формируя его историю и создавая его полную биографию. Ананьев полагал, что для грамотного понимания и восприятия личности важен анализ ситуации социального развития личности, ее позиции в обществе и занимаемого статуса. На конец 70-х годов XX века, приходится тенденция применения системного (структурно-системного) подхода.

Во множестве теоретических разработок наблюдается стремлений ученых установить фундаментальные характеристики личности. Уверенные предположения Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина К . К. Платонова и др. сложные структуры личности являются в большей мере только многомерными теоретическими моделями [8]. Спустя некоторое время А. Н. Леонтьев конкретизировал свое понимание личности. Он воспринимал личность как индивид – особое качество, приобретенное в процессе социализации, в совокупности отношений, куда был вовлечен индивид. Причину системности личности он объяснял тем, что личность – это сверхчувственное качество, но носителем этого является телесный индивид со всеми его приобретенными свойствами. Таким образом, вклад А.Н. Леонтьева очень велик. Он вынес за пределы содержания понятия «личность» психические состояния, процессы и свойства. Он формулирует понятие личности как психологическое новообразование, которое появилось благодаря жизнедеятельности в социуме.  

Связующим моментом личности и в тоже время формами ее реального существования являются социальные взаимоотношения. В отношения разного рода субъект вовлекается в процессе деятельности [14]. В основе личности лежат отношения соподчиненности человеческих сфер деятельности, проявляющихся в соподчиненности сформированных мотивов. В течение жизни может происходить смещение трансформация мотивов, а это и способствует жизни человека как личности.