В трактовке Сергея Леонидовича Рубинштейна, общественная детерминация основывается на положении К. Маркса. Где он говорит о личности как о совокупности социальных отношений, в которые она естественно включена: «условия жизни и деятельности должны учитываться в детерминации психических процессов, как процессов физиологических... Таким образом, условия жизни в физиологическом исследовании выступают как раздражители, в психологическом исследовании – как объективные обстоятельства жизни, которые осознаются или, во всяком случае, могут быть осознаны людьми» [15. стр. 321-323]. Он также проводил сравнительный анализ воздействия условий социальной жизни, с воздействием физиологических раздражителей. Проводя такое сравнение, он раскрывает детерминацию как итог воздействия внешних обстоятельств через внутренние условия и психические состояния субъекта. Рубинштейн С. Л. стал изучать свойства личности также в аспекте внутренних и внешних условий ее формирования. Он утверждал, что целостность деятельности и личности заключается в следующем: сформировавшаяся личность, демонстрируя в процессе деятельности те или иные свойства (характер, направленность, способности и т.п.), через деятельность приобретает эту связь. В последовательном процессе деятельности личность имеет другую структурированность, она сильно отличается от своего психического склада, она обретает свое единство через связь целей, мотивов и результатов. Рубинштейн также исследовал деятельность как непосредственное взаимодействие, как прочную связь, которая подчиняет себе субъекта детерминации условий окружающей среды. Согласно Рубинштейну С. Л., особенности выражения личности в деятельности, личностные характеристики зависят от поставленных целей – сознательных характеристик и особенностей деятельности. Сознание, являющееся не только структурным элементом деятельности, которое выступает в виде цели, но и определяет способность действующей личности, при помощи которой личность самостоятельно соотносит внешнюю и внутреннюю детерминацию. Это исходит из жизнедеятельности личности, общественного бытия, сознания и общественных условий [10]. Исходя из этого, цель рассматривается как личностное образование, которое находится в тесной взаимосвязи между процессуальными и личностными аспектами психической деятельности. В связи с тем, что она входит в состав личностного аспекта и осуществляет эффективный контроль над подсознательными мотивами.
Термин «личность» российскими психологами трактуется как определенная характеристика или некоторый уровень развития человека. Основная часть таких авторов как: В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и другие, делают акцент на социальное качество личности как на одно из самых основных свойств. Проблемой того времени стало то, что попытка формирования и разработка представлений о единой структуре личности приводят к тому, что феномен, понятие, термин «личность» сильно перекликается и даже сливается с понятием «конкретный человек», а свойства конкретной личности описываются как ее индивидуальные характеристики. Причины возникновения данного явления выявил Эвальд Васильевич Ильенков, он утверждал, что «Тайна человеческой личности потому-то веками и оставалась для научного мышления тайной, что ее разгадку искали совсем не там, где эта личность существует реально. А она существовала и существует в пространстве вполне реальном – в том... где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека «как бы в одно тело», как сказал в свое время Б. Спиноза, в один «ансамбль», как предпочитал говорить К. Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, – в «тело», созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное «неорганическое тело» [12. стр.12-13].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.