Расчлененными некотрастными полимотивными темами можно считать такие, в которых мотивы свободно вычленяются в качестве самостоятельных синтаксических единиц, не зависимо от того, разделены ли они в теме цезурами или паузами. Неконтрастные расчлененные темы тяготеют к бесцезурным построениям. Например, в теме главной партии Седьмой симфонии Шостаковича мотивы достаточно автономные, сохраняющие свое лицо и вне контекста, соединяясь, составляют единую тему.
Слитными полимотивными темами можно считать такие, в которых мотив утрачивает самостоятельность. Степень слитности бывает различной: в одних случаях контуры мотивов обозначаются достаточно явно, но сами мотивы не выделяются, в других происходит почти полное растворение мотивов в целостной мелодической линии.
3. Составной тематизм. Составной тематизм занимает промежуточное положение между полимотивным тематизмом и чередованием самостоятельных тем, сменой тематизма.
Составной тематизм от полимотивного отличает то, что составляющие тему мотивы являются более самостоятельными и развернутыми, чем мотив в полимотивной теме. Каждый фрагмент синтаксически подобен построению типа предложения, но не занимает самостоятельного раздела в форме.
Отличие составного тематизма от чередования самостоятельных тем заключается в первую очередь в том, что новая, самостоятельная тема обладает более автономной структурой, и появление ее, как правило, совпадает с началом нового раздела формы, то есть изменением функций музыкального материала, в то время как звенья составного тематизма занимают один раздел, без резкой смены функции музыкального материала.
Таким образом, критерием отличия самостоятельной темы от звена тематической цепи является функция данного материала в форме. Звенья общей тематической цепи подчинены одной общей функции формы, поэтому и функциональные отличия между мотивами темы не столь значительны, чем между разными темами.
Что следует считать критерием контрастности при характеристике тем? Представление о контрастности неодинаково для разных эпох, оно исторически эволюционирует. Сопоставляя эстетик барокко и классицизма, в ее преломлении в стилях И.С.Баха и венских классиков, правомерно говорить о преобладании у Баха монистического принципа формы, а у Моцарта и Бетховена – дуалистического, оперирующего контрастом, как целостной идеей. Музыкальные формы, темы, мотивы у Баха по сравнению с тематизмом предшественников отличаются именно привнесением контрастных элементов, общей тенденцией к контрастности.
На фоне утвердившихся антитез классицизма и романтизма новый уровень контраста был достигнут в технике коллажа 20 века. Вопрос о контрасте, таким образом, должен решиться в историческом аспекте, в соответствии со стилевыми установками различных эпох.
Таким образом, в целом для музыки 20-21 века характерно громадное расширение структурных рамок тематизма. В орбиту тематизма на равных основаниях с мелодии вовлекаются и приобретают тематическую функцию тембр, ритм, сонорность.
Европейская музыка 20 – 21 века, в отличие от 19, характерна проникновением различных систем музыкальной организации. Продолжает эволюционировать, обогащаться и усложнятся классическая тональная система. Кроме нее на сцену явились: свободная атональность, додекафония(организованная атональность), сонористика, полимодальная система, сложноладовая система и т.д. Прямого и однозначного соответствия между определенными идейно-художественными направлениями и музыкальными системами, разумеется, не существует. Связь эта проявляется чрезвычайно сложно и гибко.
Библиография
1. Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений/ Г. Заднепровская. – М.: Владос, 2003.
2. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы/ Е. Ручьевская. – Л.: Музыка, 1977.
3. Холопова В. Музыкальный тематизм/ В. Холопова. – М.: Музыка, 1983
4. Перриш К., Оул Дж./ Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха/ К. Перриш, Дж. Оул. – Л.: Музыка, 1975.
5. Фраёнов В. Учебник полифонии/ В. Фраёнов. – М.: Музыка, 1987.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.