Микротематизм играет большую роль и в вокальной музыке, начиная от полифонических форм эпохи Возрождения и кончая современностью. Осознание ведущей повторяющейся интонации в качестве тематического элемента, оформление его в самостоятельный мотив связано с возникновением имитационной полифонии. Многочисленные примеры микротематизма содержат творения Палестрины и композиторов нидерландской школы. Можно указать на тематическое значение простейшего гаммообразного хода в Мессе папы Марчелло, в первом разделе Kyrie и во втором Credo. Значение этих микроэлементов – юбиляционных внутрислоговых распевов, то нисходящих, то возносящихся, - становится ясным лишь в конце светлой, торжественной музыки всей мессы.
По этимологии слово «мотив» восходит к латинскому motus – движение. Однако начало музыкального учения о мотиве было положено без введения этого термина. Формулировки мотива как такового появляются в первой половине 19 века у А.Б.Маркса и И.Лобе.
Наиболее основательно учение о мотиве разрабатывается в конце 19 начале-20 века. При этом выделяются две различные точки зрения на сущность мотива. Х.Риман рассматривает мотив как комплексное явление, в которое входят метр, ритм, гармония, динамика. Так же оно неотделимо от понятия такта, его строения и наполнения. Т.Вимайер придает мотиву более узкое значение, расценивая его как музыкальную стопу и уравнивая со стопой стиховой.
Понятие мотива, обобщающее две его стороны, было введено С.И.Танеевым. По Танееву, мотив – прежде всего наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и сохраняющая при повторениях ритмическую основу.
Для 20 века стало характерным подчеркивание в мотиве тематического начала. Трактовку мотива как тематико-интонационного комплекса, имеющего различный тактовый объем предложил Ю. Н. Тюлин. Он использовал понятие «мотивного зерна» как наиболее выразительного мотивного элемента.
Определение мотива, которое представляется наиболее целесообразным для анализа музыки от эпохи барокко до 21 века, таково: мотив – наименьшая тематическая единица, содержащая, как правило, одну сильную долю. В перечень тематических явлений, помимо темы и мотива, входят также фраза и субмотив. Фраза – объединение двух или нескольких мотивов; субмотив – часть мотива, допускающая ее реальное отчленение, но не обладающая индивидуальностью мотива.
Определение мотива как тематической единицы непременно предполагает его индивидуальность. Уже первый мотив произведение со своей очевидностью показывает характер музыки, концентрирует в себе то неповторимое своеобразие, которым наделено все художественное целое. У мастеров мотивной техники мотив, особенно начальный, - это как бы микропроизведение, имеющее едва ли не такой же состав характеристик, как само произведение. Приведем пример из Й. Гайдна, чье творчество принадлежит «мотивной эпохе» - 18 веку, и чья творческая заслуга в развитии мотивной техники очень велика.
Охарактеризуем с разных сторон начальный мотив первой части фортепианной сонаты № 1 (52) ми-бемоль мажор Гайдна:
1) Его жанр – инструментальная музыка в торжественном характере французской увертюры, патетически декламационная;
2) Тактовый размер – 4/4;
3) Ритмический рисунок – четвертная и пунктирная группа с ритмической остановкой в конце;
4) Мелодический рисунок – восходящий оборот по тесным интервалам;
5) Интервалика – терция, секунда;
6) Ладовое наклонение – мажор;
7) Тональность – ми-бемоль мажор;
8) Гармония – тоника, доминантсептаккорд к субдоминанте на тоническом органном басу;
9) Фактура – гомофонная: мелодия с арпеджированным аккордовым сопровождением;
10) Темп – Allegro [Moderato];
11) Громкостная динамика – f;
12) Тембр – фортепиано;
13) Регистр – средний и низкий;
14) Артикуляция – non legato (специального указания нет).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.