Содержание Раздел I :
x Тематизм как понятие
x Происхождение и эволюция понятия темы в музыке
x Тема. Определение, функциональные стороны темы.
x Виды тематического развития
Раздел II :
x Микротематизм
x Мотив как понятие
x Мотив, фраза, субмотив. Их определения
x Тематическое ядро
x Мотивное строение темы
x Однородная и контрастная тема.
Ключевые слова: тема, тематизм, микротематизм, мономотивный тематизм, полимотивный тематизм, мотивносоставной тематизм.
Цель: Проблема тематизма занимает особое место в анализе музыкального произведения. Тема в концентрированном, сжатом виде является своего рода отражением наиболее существенных сторон музыкального мышления разных эпох. Анализ тематизма – его внутренних особенностей, происхождения и связей, его развития – позволяет наиболее непосредственно соединить историко-эстетический анализ, рассматривающий закономерности самого материала , анализ, направленный на исследование естественных свойств музыки: формы, гармонии, лада, ритма и др.
«Понятие тема – глубоко диалектично. Тема – одновременно и себедовлеющий четкий образ, и динамический « взрывчатый» элемент. Тема – и толчок и утверждение. Тема концентрирует в себе энергию движения и определяет его характер и направление. Несмотря, однако, на свое главное свойство – рельефность, тема обладает способностью к различнейшим метаморфозам. Её функции контрастны. Своим становлением тема вызывает отрицающие её новые образы и, противополагаясь им, утверждает себя. Тема – яркая, находчивая творческая мысль, богатая выводами идея, в которой противоречие является движущей силой». Эти слова Б. В. Асафьева отражают сущность явления во всей его сложности. Тема и тематическое развитие – это тот план музыкального произведения, который включает в себя все остальные планы, начиная от выразительных средств, кончая композицией, формой произведения как целого. Именно он наиболее непосредственно доносит до слушателя содержание сочинения.
Тема – индивидуализированный музыкальный материал, составляющий основу развития на разных уровнях музыкального сочинения. Тема - главное теоретическое понятие современной теории тематизма. Она обладает определенным комплексом свойств, позволяющих осуществлять на ее основе развитие всего произведения. В ней есть содержательная сторона, связанная с тематикой произведения; индивидуально-выразительная сторона, отвечающая требованию универсальности и неповторимости сочинения; конструктивная вывереность и отточеность, дающие возможность обновлять её и сохранять единство сочинения.
При появлении этого термина в 16 веке, тема относилась к категории письма. Дальнейший этап развития темы (с конца 17 века) закрепил её как категорию музыкальной формы, и это значение стало для нее классическим. Новейший этап - вторая половина 20 века - добавил осмысление темы в категории драматургии. В музыке термин «тема». Смысл полифонического голоса тема сохранила и в 17-18 веках, когда она относилась, прежде всего, к теме фуги. Лишь с торжеством гомофонного принципа в европейской музыке понятие «тема» стало распространяться и на гомофонные сочинения. Немецкие теоретики 18 века в качестве синонима слову «тема» использовали термин « главная партия». Примечательно, что тема исторически сформировалась в неотъемлемой связи с несколькими важными формами-жанрами - фугой, сонатой и вариациями.
В процессе становления формы тема развивается, проходя разные стадии. В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах. В формах, базирующихся на принципе внутреннего роста, то есть изложения темы и ее дальнейшего развития, наблюдается такая зависимость: чем выше по рангу находится форма, тем больше в ней тем. Так, в простых песенных формах, находящихся на низших ступенях иерархической лестницы, преобладает однотемность, в сонатной форме, принадлежащей к высшим, число тем может доходить до шести.(Пр. Моцарт. Соната № 12, фа мажор).
Фактурный облик темы. Исторически первичный и основной вид темы – одноголосная тема-мелодия. Именно этот облик имела тема при первоначальном введении термина у Глареана и Царлино. Одноголосной она была и в первой половине 18 века, выступая в качестве темы фуги или остинатного баса ламенто (Пример: Григорианский хорал. Аллилуйя)
С конца 18 века мелодия, как главенствующий и единственный индивидуализированный голос музыкальной ткани, сохраняла роль носителя тематизма. Таковы мелодические голоса в оперных ариях с простым аккомпанементом, тем самым перенося вес композиции на мелодию (как в каватине Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.