Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 7

Названые средства-элементы мотива не в одинаковой мере важны для его сущности. Определяющее элементы мотива – это ритмический и мелодический рисунок. Благодаря ритмо-мелодическому рисунку мотив обретает индивидуальность, а благодаря его повторению сохраняет ее на протяжении произведения.

Мотивы, равные двухтакту, довольно распространены, поскольку по величине они близки нормативному однотакту. Наиболее типичны они для лирических тем с их протяженным мелодизмом (пример – скрипичная соната ми минор Моцарта) и для скерцозных тем с их частотой метрических акцентов на сильных долях (пример – вторая часть 14 сонаты Бетховена). Приведем пример из скрипичной сонаты Моцарта:

ldM1Gl6O4SY.jpg

Трехтактные мотивы встречаются редко и свойственны лишь для записи народных песен. Четырехтактовые мотивы естественно возникают в условиях скерцозного дробления наименьшей тематической единицы на короткие такты в очень скором темпе. Пример – скерцо Первой симфонии Бородина. Полутактовые мотивы, как было замечено, связаны со структурой сложных тактов.

Помимо указанных кратных пропорциональных соотношений между протяженностью мотива и такта, в музыке существуют и более сложные, гемиольные (мотив равен двум третям такта) или какие-либо иные соотношения, создающие противоречия мотива с тактом. Границы мотива в одних случаях очерчиваются четно, в других оказываются не различимыми из-за слитности соседствующих мотивов.

Ясно различимы в контексте мотивы бывают благодаря паузам и повторности. Иногда сам композитор разделяет, казалось бы, нерасчленимую фразу на мотивы в целях разработочного «анализа» темы.

Субмотивы различимы в произведении благодаря паузам и непосредственным повторениям ритмомелодического рисунка (подобно мотивам), но как самостоятельные они не выступают. Добавим, что субмотив не обладает индивидуальностью лишь при его изолировании. В контексте же он органично связан с мотивом, темой и вместе с ними несет индивидуализирующую функцию в музыкальном произведении.

Роль мотива неодинакова в различных жанрах и стилях музыки. Она особенно велика в музыке инструментальной, связанной с сонатными принципами развития (последние вобрали в себя приемы мотивно-полифонической разработки). Наименее значимы мотивы в вокальной музыке с протяженными и закругленными темами песенно-ариозного склада (романсы, песни, оперные арии). Поэтому не всякую тему имеет смысл при анализе произведения членить на мотивы. Мотивное расчленение целесообразно лишь при условии достаточно заметного функционирования мотива в теме, тематическом процессе сочинения.

Среди тематических структурных единиц, помимо темы, мотива, фразы, субмотива, выделяется еще и начальная тематическая группа или тематическое ядро (по В.П. Бобровскому).

Начальная мотивная группа соответствует протяженности темы в полифоническом понимании, родственна тематическому ядру периода типа развертывания. Она существенна в темах венских классиков, имеет значение для тематизма 19-20 веков. Главенство тематического ядра очевидно в старинной двухчастной форме у И. С. Баха и его современников, где в развертывании участвуют элементы начальной мотивной группы и не возникает нового значительного материала. Определяющее значение начальная мотивная группа имеет в сонатной форме, где тематическое ядро главной партии заключает в себе материал для развития главной партии и основу для производных тем в побочной и других партиях.

Смысл начальной мотивной группы заключается в том, что в этом построении концентрируется основной интонационный материал темы, затем развиваемый по мере изложения темы и становящийся основой производного тематизма, нередко – источником всего тематического материала произведения. Тематическое ядро оформляется структурно, представляя собой фразу, полупредложение, первое предложение периода.

Ярким примером тематического ядра, ставшего источником тематического материала всей формы, может послужить начальная мотивная группа первой части Пятой фортепианной сонаты Бетховена. Начальный четырехтакт произведения оказывается прототипом для образования трех следующих новых тем: связующей, побочной и эпизодической в разработке: