2. Тема – индивидуализированный, характерный в образном плане материал, отличающийся от неиндивидуального. (Тюлин, Способин, Мазель)
3. Тема – рельефный материал, в отличии не рельефного, фонового. Это мнение выдвигают Кремлев, Тюлин, Назайкинский. Но свойство рельевности при оценке темы нередко выступает как синоним характерности, индивидуальности.
4. Тема – мелодия. Понятие мелодия и тема сближаются.Но поскольку понятие мелодия шире, чем понятие тема, соотношение между ними представлено таким образом: с одной стороны тема как рельефный материал воплощается прежде всего в мелодии, с другой стороны, мелодия становится темой при определенных условиях. Эта точка зрения находит отображение в работах Тюлина, Способина, Мазеля.
5. Тема – относительно завершенное построение. Структурная оформленность темы как фрагмента текста предполагает и определенную степень завершенности, самостоятельность, а отсюда – достаточную развернутость.( Мазель, Способин, Арановский, Сохор). Оптимальной структурой теты признаются: предложение, период, простая двух- и трехчастная формы, или построение соизмеримые с ними. Тема представляет собой совокупность мотивов и как структура, имеющая мотив в качестве элемента и, следовательно, не могущая совпадать с мотивом.
6. Тема - композиционный фрагмент музыкальной формы. Этот аспект вытекает из предшествующих. Определение темы, её границ, её формы совпадает с определением границ и формы её экспонирования. Темой называют тот раздел формы, в котором она излагается; все дальнейшее – ее развитием, разработкой, повторение, варьированием и т.д.
7. Тема – определитель качества произведения. Признавая способность темы быть носителем образа, выражением идеи, естественно прийти к выводу о том, что художественность произведения находится в прямой зависимости от художественных качеств тематизма. Но исключение составляют темы вариационных форм – композитор направленно берет несложную в своем строении тему, что бы в дальнейшем осуществить развитие на ее основе.
Представление о теме, как прежде всего о рельефной мелодии, изложенной в четкой, достаточно завершенной форме, как об экспозиционном музыкальном фрагменте, отграниченном от фаз развития, разработки и в свою очередь членящемся на более мелкие элементы, - такое представление соответствует нормам тематизма крупной формы в музыке, базирующейся на принципах функциональной гармонии, то есть музыки 18 – начала 20 века.
Исходя из последовательного функционального понимания сущности темы, можно сформулировать понятие следующим образом: музыкальная тема - это элемент структуры текста, репрезентирующий данное произведение и являющийся объектом развития, лежащий в основе процесса формообразования. Тема – это то, что представительствует от данного произведения (что запоминается, узнается в процессе слушания и вспоминается в первую очередь после прослушивания) и то, что в нем развивается, видоизменяется, то есть лежит в основе процесса сравнения, реализует связь всех частиц музыкального целого;
Темы в процессе становления формы излагаются, развиваются и взаимодействуют. Классификация видов тематического развития в классико-романтических формах такова:
· точное повторение
· измененное повторение, которое осваивается на вариационости, вариантности, трансформации, полифоническом развитии.
· мотивная разработка
· производность тем
· контрастное сопоставление Рассмотрим виды тематического развития поподробнее.
· Точное повторение – простейший вид развития, характерный для простых и сложных песенных форм, куплетной формы.
· Измененное повторение включает вариационность, вариантность, трансформацию и полифоническое развитие:
§ вариационность – вид развития, основанный на фигурационных преобразованиях темы при сохранении ее структуры. Это главный способ развития в форме фигурационных вариаций(Пример: Л.ван Бетховен. Вариации на русскую тему).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.