Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 8

Тематическое ядро состоит из четырех мотивов: а – один звук с аккордовой поддержкой, b – мелодическое движение по звукам трезвучия, с – репетиция звука, d -  задержание с аккордовой поддержкой («мотив вздоха»). Мотив d при этом производный: он начинается с репетиции звука мотива с, продолжается же на новой интонации.

В теме связующей партии следуют подряд те же 4 мотива, но с фактурно-мелодическими изменениями: а – один звук (ми бемоль) помещен в нижний голос без аккордовой поддержки, b – мелодическое движение по звукам трезвучия минимально (соль – ми-бемоль), с – репетиция звука дана в смягченном ритме, d -  задержание усилено мелодическим опеванием.

В побочной теме также полностью использовано тематическое ядро главной: а – один звук (соль) дан на фоне мягкой фигурации аккомпанемента, как и вся основная часть побочной партии, , b –движение по трезвучию охватывает три звука (соль – си-бемоль – ми-бемоль), с – мотив с репетицией звука слит с последующим, d -  задержание протянуто на два такта.

В эпизодической теме разработки тематическое ядро преобразовано структурно, но сохраняет все компоненты и не включает новых. Мотивный состав новой темы таков: а – один звук (фа) на фоне фигураций, подобно фактуре побочной, b – соединительный интервал, движущийся  по звукам трезвучия, с – репетиция звука(до), d -  мелодические опевания как в связующей, , b1 – движуние по звукам трезвучия, d – задержание на два такта, как в побочной.

Как мы видим, нет ни одного мотива, который не выводился бы непосредственно из первых четырех мотивов главной партии, составляющих тематическое ядро. Многообразию контрастов противостоит мотивно-интонационное  единство, отвечающее закону художественного качества: максимальное многообразие при максимальном единстве.

Действие внутри темы активной единицы – мотива, приводи к разным вариантам внутритематического строения. В крупных формах гомофонной музыки 18 – 20 века существуют три основных вида экспозиционного изложения тематизма: мономотивный, полимотивный и составной.

1.Мономотивный тематизм. Тема складывается из однотипных мотивов. В основе мономотивности лежит принцип ритмического или мелодического остинато. Значительно реже встречается объединение двух принципов: в этом случае мелодическое развитие сводится к секвенцированию или к фактурному варьированию. Последнее в экспозиционных разделах формы встречается редко, так как варьирование столь мелких структур привело бы в самом начале формы к перегрузке восприятия деталями.

Широкое применение нашел принцип ритмической мотивности. Развитие звуковысотной линии происходит довольно свободно – от простейшего варьирования, с сохранением звуковысотного контура, до полного видоизменения звуковысотных отношений тонов.

В музыке венских классиков ритмичиские мономотивные темы чаще всего появляются в финалах, где быстрый темп в сочетании с ритмической остинатностью создает моторную инерцию, характерную для частей формы, имеющих заключительную функцию. Таковы финалы Сонаты № 17 Бетховена, Сонаты ля минор Моцарта. Эта традиция продолжена и в 19 веке (в творчестве романтиков и русских композиторов).

2. Полимотивный тематизм. Под полимотивностью понимается сочетание мотивов, в которых отсутствует отчетливо выраженный принцип ритмической или звуковысотной остинатности. Общность мотивов менее очевидна, менее заметна, чем в темах мономотивных.

Полимотивные темы различаются по материалу и по принципу связи мотивных ячеек на контрастные и неконтрастные, слитные и расчлененные. Эти признаки тесно связаны между собой, так как слитность связана с неконтрастностью, а контраст – с расчлененностью.

а) Контрастные полимотивные темы содержат в себе прежде всего образное отличие, воспринимаемое как противопоставление противоположных по характеру мотивов.

б) В неконтрастных полимотивных темах отличие мотивов определяется элементами специфического ряда: мелодией, гармонией, ритмической структурой мотивов. (Пример: М. Глинка. Романс «Не щебечи, соловейку»).

560a89f2e7633.jpg

Расчлененность мотивов бывает различной и зависит от степени их завершенности и самостоятельности.