Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 2

С фактурной точки зрения тема-мелодия разделяются на два вида, условно называемых песенным и мотивно-составным.

Песенный (протяженный) тематизм –  основной вид тематизма гомофонных форм, исторически теснее всего связан с понятием тема. Протяженный тематизм основывается на мелодике песенного типа, широкого дыхания. Он органически связан с природой вокала, основывается на наиболее естественном типе мелодии – плавной, певучей, протяжной - одинаково распространенной как в вокальной (в большей степени), так и в инструментальной музыке. Протяженный тематизм больше всего представлен у композиторов 19, частично 20 века: Глинки, Шуберта, Шопена, Бородина, Мусоргского, Бизе, Брамса, Чайковского.

В вокальной музыке мы имеем дело со сложными взаимоотношениями текста и музыки, как в плане содержания,  так и в плане выражения. Обыденное представление, будто музыка раскрывает, углубляет текст, раскрывает его содержание, не отражает сущности этих взаимоотношений. В действительности музыка никогда не раскрывает то же самое содержание, которое несет в себе текст, но вносит свое собственное содержание.

В вокальной музыке голос или голоса, произносящие текст, по необходимости должны быть на первом плане. Развитие мелодии, таким образом, определяет контуры формы как сольных жанрах (монодиях, в хорах, а cappella), так и в вокально-инструментальных. Вокальная музыка ограничена определенными рамками – объем дыхания, скорость, диапазон. Все они создают предпосылки для формирования определенного типа мелодического развертывания и определенных типов тематизма.

Первый тип, которому музыка отдавала предпочтение с древних времен,- остинатный. Мелодический фрагмент тема либо повторяется без изменений, соединяясь каждый раз с новым текстом (или частично новым), либо незначительно видоизменяется. Остинатный тип развития встречается в жанрах вокальной музыки с коротким припевом. Таковы прикладные и бытовые жанры (обрядовые, ритуальные, танцевальные).

Второй, весьма типичный для вокальной музыки, внутриостинатный тип тематизма. Встречаются два варианта этого типа: тематизм с остинатным ритмом и вариативной звуковысотной линией и тематизм с остинатной звуковысотной линией и вариативным ритмом. Обычно можно говорить не столько о буквальной остинатности, сколько  об устойчивости одного элемента относительно другого. В песнях с диапазоном, ограниченным квартой или квинтой, такой устойчивый элемент – звукоряд, внутри которого изменения ритма создают те или иные ладовые опоры, а не точная последовательность тонов. Разнообразие, подвижность мелодической линии при устойчивости ритма присущи лирическому романсу 19 века.

Мотивно-составной тематизм делится на два подвида, существенно отличных друг от друга: гомофонный и полифонический.

В гомофонном тематизме тема образуется в результате сцепления мотивов по горизонтали. Тематизм этого рода характерен больше всего для музыки барокко и классицизма, особенно написанной в концертной и классической сонатной форме. Показательный пример такой темы – ритурнель из концерта для органа ля минор Вивальди – Баха:

51jjevBjhKk.jpg

Приведенная тема(16 тактов) словно составлена, «набрана» по меньшей мере из семи однотактовых мотивов, цепочкой следующих друг за другом, с легко варьированными повторами. Выдержанная в духе итальянского барроко, такая тема не обладает жестко спланированной структурой. Она может содержать в себе большее или меньшее число мотивов, а своей оформленности и законченности достичь с помощью внушительного заключительного каданса.

В полифоническом мотивно-составном тематизме тема образуется в результате контрапунктирования мотивов по вертикали и развертывания этого полифонического комплекса во времени. Полифонический тематизм отличается гораздо большим, порой полным композиционным главенством мотива и второстепенной ролью крупных тематических единиц, сведения темы к значению раздела, партии, части формы.

Историко-стилистические сферы использования полифонического тематизма–  некоторые виды полифонического многоголосия барокко и главным образом стили 20 – 21 века: Скрябина, Дебюсси, Бартока, Веберна и более поздних композиторов.