Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 3

В барокко полифонический мотивно-составной тематизм был следствием сохранения полифонических соотношений в музыкальной ткани гомофонно оформляющейся темы. Один из примеров – фактура прелюдии фа мажор из второго тома «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха, где имитационные мотивы перетекают из голоса в голос, и тема складывается из этого многоголосия.

В 20 веке полифонический мотивно-составной тематизм опирается на краткие мотивные образования и отвечает устремлениям целой группы художественных течений – импрессионизма, экспрессионизма, символизма. Так, у Скрябина в позднем творчестве синтезу экспрессионистичности и символичности отвечает такая тематическая организация музыкальной материи, когда внутри тем-периодов кристаллизуются тематические микроэлементы, образующие мотивно-контрапунктическую ткань. Ярко это выражено в поздних фортепианных сонатах.

На протяжении 20 - 21 века росло противоречие между теорией, трактовавшей тему одноголосно, и практикой гомофонной музыки, где темы были многоголосными. В музыке этого периода укрепилось стремление придавать аккомпанирующим, побочным голосам все большее значение, благодаря индивидуализации фактуры. Например, в стиле Брамса наметилась полная тематизация всей фактуры, включая фигурационные голоса.

Теория музыки 20 века принесла целый ряд новых воззрений на тематизм, значительно отойдя от теоретических представлений 18-19 веков. В 20 века была создана новая концепция темы. Поводы к новому осмыслению дали принципиальная полифоничность музыкального мышления 20 века, тембро-фактурное преобразование и многое другое.

Одним из следствий новой концепции тематизма стало то, что тема начала утрачивать единство ее композиционного значения. Образовалось противоречие: если в баховские времена не все произведения были тематическими, но понятие темы было однозначно, то в 20 веке, благодаря сложившимся традициям и требованиям, вся музыка, вся музыкальная ткань трактуется как тематическая, но нет однозначного понятия темы. Отсутствие однородности говорит об определенном разрыхлении в самом понятии «тема», возникшем в 20 веке.

Понимание сущности музыкальной темы, отраженное в приведенном выше определении, находит дальнейшее развитие в музыкознании.  Хотя специальных книг, посвященных теоретической разработке тематизма, очень мало, она затрагивается в том или ином аспекте в научных исследованиях и учебных пособиях. Специальные труды по теории тематизма принадлежат В.П.Бобровскому,Е.А. Ручьевской, М. Д. Тицу, В.Б.Вальковой,Е. И. Чигаревой. Если выделить наиболее важные положения исследований советских ученых, то ими будут следующие : функциональное бытие темы и многообразие «материально-структурного» облика темы.

Функциональное толкование темы было разработано Бобровским. В своей книге    «О переменности функций музыкальной формы» он писал: «Если же подойти к понятию темы функционально, то ее следует считать формой воплощения существенной стороны музыкального образа. В этом случае понятие темы в широком смысле слова может быть распространено и на произведения доклассической эпохи, где темы только структурно оформлены иначе, чес в последующие периоды» (с. 11).

Иной подход к функциональной стороне темы в книге «Функции музыкальной темы» Ручьевской. Здесь показаны функции темы не только композиционные, внутритекстовые, но  и внекомпозиционные, внетекстовые. Внетекстовые функции темы в трактовке Ручьевской – та линия связи музыки с действительностью, которая выявляется в  первую очередь в понятии интонации (по Асафьеву).

Большинство исследователей на первый план выдвигают мысль о диалектическом единстве темы как наиболее яркого, запоминающегося музыкального фрагмента и как основы развития, формообразования. Понятие темы рассматривается в разных аспектах:                                                                                         

1.  Тема – носитель музыкального образа. В этом случае музыкальная тема выступает как интонационная категория, в единстве формы и содержания: все исследователи отличают тему в качестве носителя музыкального образа. Такого мнения придерживаются Тюлин, Мазель и Цуккерман, Сохор, Бобровский;