Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 5

§  вариантность – вид развития, основанный на изменении мелодических оборотов темы, а также возможном сокращении или расширении ее структуры. Все проведения темы, включая первое, называются вариантами.(Пример : М.И.Глинка. Романс «Не щебечи, соловейку»).

§  трансформация – вид развития, основанный на жанровом преобразовании темы (со сменой фактуры, ритма, темпа, динамики темы) при  сохранении ее структурной целости. Это главный способ тематического преобразования в свободных и характерных вариациях, а так же в некоторых сонатных формах и отдельных пьесах. (Пример: Р.Шуман. Симфонические этюды).

§  полифоническое развитие – вид развития, основанный на имитационном, контрапунктическом изложении темы или ее преобразовании: увеличение, уменьшение, обращение и ракоход. Этот вид развития характерен для полифонических форм (фуга, канон и др.), но применяется и в гомофонной музыке.

§  мотивная разработка – вид тематического развития, основанный на делении темы на составные части (мотивы, фразы), которые подвергаются развитию. Он характерен для развивающих частей гомофонной музыки.

§  производность тем – вид развития, в котором на основе преобразования мотивов первой темы образуется новая тема. Этот вид часто встречается в сонатных формах. (Пример: Й. Гайдн. Соната си-бемоль мажор).

1:515f9ab803499859ec005076c27931508da4b712.png 2:

§  контрастное сопоставление – вид развития, основанный на введении новой контрастной темы. Встречается в песенных формах.

Рассмотрим подробнее полифонический вид  развития темы. Способами преобразования полифонической темы являются увеличение, уменьшение, обращение и ракоход. Найдены они были в средневековых формах на cantus firmus: тема по мере развертывания произведения несколько раз проводится полностью или почти полностью и преобразуется. Перечисленные выше способы полифонического развития сохраняли свое значение до середины 18 века.      Теперь подробнее о самих способах:  

Увеличение – воспроизведение мелодии (мотива, ритмической фигуры) длительностями, в n количество раз большими первоначального изложения. Голос, в котором проводится мелодия в увеличении, как бы отделяется от общей массы, тем самым подчеркивается его значимость. Увеличение применяется в стреттах, изредка в ответах фуг и канонах. В неполифонических формах используется для преобразования мотивов, разработки тем, увеличения мощи.

Уменьшение -  хорошо оттеняет другой голос, движущийся звуками большей длительности. Использовалось в форме, называемой « имитация на хорал», ричеркарах, фантазиях, фугах.

Обращение или инверсия – воспроизведение мелодии с изменением направления ее интервалов. В однотемных формах эпохи барокко это важнейшее средство создания внутреннего контраста. Обращение – простой, но действенный способ обновления, так как получается фактически новая, хотя и родственная благодаря сохранению ритма, тема. Используется в ричеркарах, фугах, канонах.

Ракоход – воспроизведение мелодии от конца к началу. Мелодия, прочитанная наоборот, воспринимается как новая. Значение этой музыки возрастает в 20 веке.

Существенную область тематизма составляет мотивность – мотив, мотивное строение темы, мотивное развитие в произведении. Понятие мотива претерпело в истории музыки не меньшую метаморфозу, чем понятие темы.

К мотивно-составному тематизму, особенно полифонического подвида, как у Веберна, Леденева и Дебюсси применяется термин «микротематизм», показывающий первичность и самостоятельное функционирование мотивов, то есть микрообразований. Многозначность смыслов, вкладываемых теоретиками в слово «микротематизм», делает его весьма общим понятием. В частности, Ручьевская называет микротематизмом «синтаксически не самостоятельные, но приобретающие важное выразительное значение в контексте фразы мельчайшие элементы – интонации из двух-трех звуков».