Выражение авторской позиции с помощью юмора и сарказма сатирической журналистике, страница 7

«Сказки нашего леса» (Кирилл Рогов, 16.03.2008). Текст находиться в приложении №1.

Для того, чтобы понять как при помощи юмора и сарказма автор выражает свою позицию в тексте, нужно определить коммуникативные намерения автора, жанр и идею материала.

Характер ситуации: программа  настоящего президента Д. Медведева и бывшего президента Вл. Путина и Михаила Касьянова – «преодоление правого нигилизма и институциональной деградации». Журналист находит, что программы всех трех государственных деятелей по сути ни чем не отличаются, журналист видит проблему в том, что программы не развиваются, они только повторяются, но ничего нового в них не вводится. И в этом видит абсурдность ситуации.

Так как перед нами ситуация абсурдности, можно сказать, что мы имеем дело со смеховой журналистикой.

Коммуникативное намерение: активизировать внимание на социальные процессы. Журналист путём сопоставления идей трех государственных деятелей хочет, чтобы читатель заметил происходящую абсурдную ситуацию.  Исходя из коммуникативных намерений автора можно сделать вывод, что жанровая модель публикации – сатирический комментарий. Для подачи материала автор использует следующие ЭВС.

Прежде всего это факты, которые обязательно присутствуют в любой жанровой модели:

·  официальный преемник Владимира Путина Дмитрий Медведев тоже считает создание эффективных институтов и преодоление правого нигилизма главными задачами своего президентства.

·  Владимир Путин, разумеется, ничего не имеет против преодоления нигилизма и укрепления институтов. Он уже объявил, что будет укреплять институт вице-премьерства.

Также присутствуют фактоиды:

·  как остроумно заметил один мой коллега…

В общем, все рассуждения автора вращаются вокруг ситуации. Журналист также использует присутствуют эмпирические обобщения:

·  большинство экспертов сходится сегодня в том, что на протяжении путинского правления в России имела место последовательная деградация институтов экономической и политической жизни.

Но преобладающими средствами в данной публикации являются средства выражения юмора и сарказма.

Во-первых, в тексте необычайно интересен авторский стиль. Журналист в начале рассказывает о театре животных,  а потом проводит аналогию с политикой. Т. е. композиция состоит из двух основных частей. Первая – совершенно фантастический театр животных, где каждое животное играет не свою роль. Вторая – современная политическая ситуация, действия политиков. Автор переносит политическую ситуацию на театр зверей, играет словами, говоря, что медведь вовсе не медведь. При чем в каждом из животных, введенных в текст, мы узнаем политика.

Гротеск

·  Зайчик, сказал режиссер, сыграет у нас роль козла. Приклейте ему бороду и рога. Пусть озвучивает повестку дня и вопросы административной реформы. Лиса будет играть белочку. В ее ведении, само собой, социальная сфера. Волк останется за кулисами и будет оттуда высказываться за мартышку на международные темы.

С помощью гротеска автор показывает  фантастически преувеличенную ситуацию. Он не просто сопоставляет людей и животных, а создает целый театр зверей, где каждое животное играет не свою роль. Автор показывает абсурдность ситуации. Приведенный фрагмент мы видим в первой композиционной части. При этом всё сказанное в ней автор переводит на современную политику в той же последовательности. Вот как он проводит аналогию:

«Да, главный принцип нашего политического театра заключается в постоянной, неустанной и артистической девальвации любых слов и смыслов, происходящей оттого, что в соответствии с режиссерским замыслом все наши «артисты» играют не тех, кем являются».

«То есть парламент у нас — никакой не парламент, а на выборах не выбирают». Автор подчеркивает, что еще до выборов было решено, что Медведев будет президентом, получается его не выбрали, а назначили. Поэтому и «выборы у нас не выборы», а все превращается в разыгрывание населения, политический театр.