Выражение авторской позиции с помощью юмора и сарказма сатирической журналистике, страница 2


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ «АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ»

Так как в данной работе нами будет рассматриваться авторская позиция, то важно знать что же означает термин «авторская позиция». И с помощью каких средств в целом она выражается в культуре и журналистике. Для начала рассмотрим термин авторская позиция.

Авторская позиция может присутствовать в любой сфере искусства: литература, музыка, кино, живопись, архитектура, театр, конечно, журналистика и т. д.

Наиболее ярко авторская позиция проявляется в литературе и журналистике.

В литературе авторская позиция выражается через образ автора, авторские отступления (как в «Евгении Онегине» Пушкина, «Войне и мире» Л. Толстого, «Грозе» Островского и в общем практически во всех произведениях) и ремарки, через определенного героя, символику (гроза, халат Обломова, гранатовый браслет Куприна и др.) и композицию, через говорящие фамилии. Авторская позиция может проявляться и в портретных и пейзажных описаниях. Т. е. авторская позиция в литературе - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

Близко к литературе стоит и журналистика, в которой авторы также создают свое произведение, в котором он использует некоторые литературные художественные образы, различные средства выразительности.

В журналистике позиция автора проявляется ярко не во всех жанрах. Так, в новостной журналистике авторская позиция достаточно сдержанна. Заметное проявление авторского «я»  мы видим это  очерковой журналистике, в интерактивной, просветительской и смеховой.

Но независимо от того какую сферу деятельности мы рассматриваем, авторская позиция – это отношение автора к окружающей действительности, его отношение к ситуации, людям.

Рассмотрим конкретней проявление авторской позиции в журналистике.  Журналистское произведение является отражением  эстетической задумки автора, который отобрал материал и отработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Таким образом, уже в самом выборе материала и принципах его подачи проявляется позиция автора.

Прежде всего, авторская позиция проявляется в подборе фактов и их мотивировке в сюжетно-композиционной организации произведения; в отборе жизненного материала и в осмыслении этого материала под авторским углом зрения, в образах, которые использовал автор, в стилистическом оформлении произведения и в его названии.

Наиболее ярко и со значительной долей оценки автора журналистская позиция передается через юмор и сарказм, а также средства их проявления. Сатирические нотки мы можем увидеть практически в каждой журналисткой публикации. С помощью юмора и сарказма автор открыто высказывает свое мнение о герое или сложившейся ситуации действительности, высмеивая ее.

Журналист, обращаясь к реалиям общественной жизни, факте общественного явления, который имеет наиболее существенное значение для повышения эффективности практической деятельности.

Позиция журналиста может быть передана даже без её прямой, законченной формулировки, а всем контекстом материала, расстановкой акцентов на тех или иных вопросах…Журналист может создать яркие образы, использовать сравнения. Это умение автора действительно подвести аудиторию к нужным выводам, даже не формулируя их. И нередко в этом помогают юмор и сарказм.


1.2 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЮМОРА И САРКАЗМА В КУЛЬТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

В предыдущей главе было выяснено, что юмор и сарказм являются  выражением авторской позиции, но прежде чем выяснить какими приемами и способами они выражают позицию автора, важно знать их понятие и роль в культуре и журналистике.

Для начала рассмотрим понятие юмора и сарказма.

В словаре С. И. Ожегова[1] юмор определяется как «1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему–либо. 2. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном комическом виде».