Выражение авторской позиции с помощью юмора и сарказма сатирической журналистике, страница 4

Именно поэтому сарказм особенно широко используется в условиях острой политической борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы сарказма у Демосфена, Цицерона и Ювенала. Глубоким сарказмом было проникнуто творчество великих борцов молодой буржуазии против феодализма. Ф. Рабле, гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой.

Также говоря об отличиях и роли юмора сарказма можно сказать, что за многие столетия эстетическое явление комического накопило богатый арсенал разрешения нелепых, глупых, ошибочных поступков и действий людей, получивший в искусстве название ‘‘юмор, характерный для народных пословиц, поговорок, баек’’ (или ‘‘анекдотов, розыгрышей, шуток’’, а в искусстве  - ‘‘гротеск’’, ‘‘сатира’’, ‘‘фарс’’, ‘‘издевка’’ в зависимости от того, какую роль они играют, например, в преодолении недостатков отдельных, в общем-то, хороших людей (шутка, юмор, анекдот), или в разрешении серьезных конфликтов, разрушающих идеалы (гротеск, фарс, сарказм). Действие шутки благотворное, исправительное, сарказм действует уничтожительное[5].

Это роль юмора и сарказма в культуре в культуре в целом. Эту же роль юмор и сарказм выполняют в журналистике.  Говоря конкретней о журналистике можно сказать, что юмор и сарказм здесь родились как общественно активные искусства, как орудие в борьбе нового со старым, настоящего с прошлым. Это обличение общественных язв. Предметом юмора и сарказма в журналистике является отрицательное в жизни, это людские пороки и недостатки, существующее в мире зло, события и явления, требующие высмеивания. Роль юмора и сарказма в журналистике во многом разоблачительная.  Т. е. выявление социально-комического в жизни, чтобы заставить смеяться людей над тем, что представляется чем-то высоким, верным и священным и что на самом деле таким не является.

Но нередко автор высмеивает то или иное явление, показывает его с комической стороны, чтобы  наставить общество. В данном случае юмор и сарказм выполняют нравоучительную роль[6].

Коммуникативные намерениями автора при этом выступают:

1.  поддержание жизненного тонуса;

2.  обогащение эмоциональных реакций, развитие чувства юмора;

3.  психологический тренинг; побуждение осмеянию события, побуждение к коррекции;

4.  активизация внимания на социальные процессы.

Таким образом, с помощью юмора и сарказма автор отражает различные стороны общественной жизни в современном мире.  При этом если намерение автора показать серьезное через смешное, подметить абсурдность явления, он прибегает к юмору. Если автор выражает свою яркую негативную оценку явления, даже враждебность, он прибегает к сарказму.


1.3 СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЮМОРА И САРКАЗМА

В предыдущей главе мы говорили о роли юмора и сарказма. Они являются самым ярким проявлением авторской точки зрения, а какими же средствами они выражаются в журналистике? Средствами выражения юмора и сарказма являются типизация, стиль, сатира, ирония, гротеск, гипербола, литота, оксюморон, карикатура. Рассмотрим каждое средство выражения подробнее.

1.  Типизация.

Творческая работа журналиста складывается из наблюдений, отбора фактов действительности, их обобщения, т.е. типизации, и словесного воплощения отобранного, найденного, типизированного. Т. е. типизация – это способ изображения жизни, способ обогащения и индивидуализации образа.

2.  Стиль.

Это словесное его воплощение. Определяется он как объектом изображения, так и идейно – эмоциональным отношением к изображаемому субъекта творчества, писателя. Немалую роль в стилеобразовании играет также своеобразие замысла, художественной задачи, поставленной перед собой автором. В основе же стиля лежит та или иная интонация живой речи.         Это создается разными способами:  оригинальной композицией повествования, особенностями сюжета, а также своеобразным использованием языковых средств и, прежде всего, лексико-фразеологического состава языка, синтаксических особенностей построения текста. Это также игра словами, синонимами, неожиданные словопроизводства, употребление метафорических выражений в прямом значении, гиперболические сравнения, нарушение серьезного тона рассуждения. Например, слова, в которых изменена только одна буква -  «Памятник Первоопечатнику» или видоизмененное общеизвестное выражение высокого стиля – «Ни пером описать, ни гонораром оплатить», или видоизмененные фразеологизмы, поговорки  - «Шляпами закидаем», «Надо иметь терпениум мобиле» и т. д.