Трансмиссии и системы управления лесных машин. Выбор прототипа автомобиля. выбор и расчет двигателя, страница 7

Шестеренчатые ступенчатые коробки передач могут быть с неподвижными в пространстве осями валов и планетарными. По способу зацепления шестерен коробки передач бывают: с подвижными шестернями и шестернями постоянного зацепления. Отсюда деление по способу включения: перемещением подвижных шестерен, зубчатыми муфтами или синхронизаторами. Отдельную группу образуют коробка передач с фрикционным включением, их называют коробки передач с переключением на ходу. По взаимному расположению ведущего и ведомого валов коробки передач разделяют на соосные и несоосные. Соосными являются трехвальные коробки, имеющие прямую передачу, несоосные – двухвальные. Большинство коробок передач механических трансмиссий устроены так, что каждая работающая зубчатая пара передает весь крутящий момент, идущий от двигателя.

Карданная передача. Современное транспортное средство состоит из ряда агрегатов (двигателя, коробки передач, заднего моста и т.д.), между которыми необходимо осуществить кинематическую и силовую связь, т. е. передавать вращение и крутящие моменты. Валы различных агрегатов несоосны относительно друг друга. Это объясняется как погрешностями изготовления, так и конструктивными особенностями транспортного средства. Так ведущий задний мост автомобиля подрессорен и положение оси его вала постоянно меняется во время движения. В процессе эксплуатации транспортного средства происходит его старение и как следствие нарушение соосности валов. Для соединения валов агрегатов необходимо применять специальные механизмы компенсирующие несоосности. Для этих целей на автомобилях применяются и соединительные валы с упругими муфтами и карданные передачи. Основной частью карданной передачи является карданное сочленение. Карданное сочленение представляет собой муфту двухшарнирную с расположением шарниров в двух взаимно перпендикулярных  плоскостях. Одно карданное сочленение может применяться при углах между валами не более 2°. Карданные передачи могут быть асинхронные или неравных угловых скоростей и синхронные или равных угловых скоростей (все данные из [2]). 

На основание существующих узлов трансмиссии выбираем для проектируемого автомобиля следующие компоненты ( рисунок 4.1):

1.   Сухое, двухдисковое, постоянно замкнутое сцепление с пружинным гасителем крутильных колебаний.

Рисунок 4.1 – Кинематическая схема трансмиссии:

1 – двигатель;  2 – сцепление; 3- коробка передач; 4-карданная передача; 5- мосты

2.   Коробка передач механическая, четырехступенчатая, с синхронизатором инерционного типа для включения третьей и четвертой передач.

3. Раздаточная коробка с блокированным приводом, находящаяся в постоянном зацеплении

4.   Карданная передача, состоящая из двух карданных валов открытого типа с промежуточной опорой на раме и трех карданных шарниров на игольчатых подшипниках.

5.   Главная передача двойная с парой конических шестерен со спиральными зубьями и парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

5    ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тяговой характеристикой называется зависимость свободной силы на ободе колеса Ра от скорости движения машины Va: 

Pa=f(Va),                                               

где Pa – свободная сила тяги, Н.

Свободная сила тяги определяется следующим образом:

                                                 Pa=Pк-Pw,                                                                          (5.1)

где Pк- касательная сила тяги, Н;

Pw- сила сопротивления воздушной среды, Н.

Силы определяются по следующим зависимостям:

 ,                                                                (5.2)

где Мk-момент, подводимый к ведущим колесам ,Н.

                                                      ,                                                      (5.3)

                                                          ,                                                        (5.4)