Рассмотрим автомобиль без груза и действующие на него силы на горизонтальной плоскости (рис.7.1) и найдем статические нагрузки на оси незагруженной машины и , для этого составим уравнения суммы моментов сил, действующих на машину относительно точек А и В:
SМА=0,
Gа• a - •L=0,
H.
SМB=0,
•L- Gа •b=0,
H.
Рассмотрим автомобиль с грузом на горизонтальной плоскости (рис.7.1) и опреде-лим нагрузки и :
SМА=0, Gа •a- •L+•(L-)=0,
H.
SМВ=0, •L-Gа•b-• =0,
H.
Рассмотрим автомобиль с грузом при движении на руководящий подъем (рис.7.2) и определим нагрузки и :
SМА= , где Mf1, Mf2 -моменты сил сопротивления качению,
,
SМВ=0,
Определим числовые значения моментов сопротивления качению Mf1, Mf2 для дви-жущегося автомобиля с грузом:
,
Н
Н,
Рассмотрим автомобиль без груза при движении на руководящий подъем (рис.7.2) и определим нагрузки и :
SМА=0, ,
.
SМВ=0
.
Определим числовые значения моментов сопротивления качению Mf1 , Mf2 для движущегося автомобиля без груза:
,
Н,
Н.
Тогда:
Произведем оценку неравномерности нагрузки на одно колесо, определив коэффи-циент неравномерности Кн и сравнив его с допустимым значением коэффициента [Кн]=1,5:
- для передних колес:
< [Кн],
- для задних колес:
< [Кн].
Потеря продольной устойчивости наиболее вероятна при движении на подъем, когда нагрузка на переднюю ось равна нулю. Определим предельный угол продольной устойчивости a из уравнения моментов сил относительно точки В:
для незагруженной машины:
.
, для загруженной машины:
, (8.1)
.
Наиболее часто потеря устойчивости автомобиля выражается в поперечном и боковом скольжении. Потеря боковой устойчивости наблюдается, как правило, при движении.
Рассмотрим устойчивость автомобиля, движущегося на закруглении постоянного р-адиуса R=80 м со скоростью Vа на дороге с наклоном полотна b = 0º (Рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 - Расчетная схема поперечной устойчивости автомобиля
На автомобиль действует сила тяжести Gа, которая может быть разложена на составляющие:
= Gа•cosb,
= Ga•sinb.
Составим уравнение моментов сил относительно точки С:
,
Критическая скорость по условию опрокидывания:
м/с
Критический угол поперечного уклона по условию опрокидывания:
Критическая скорость по условию бокового заноса:
м/с.
Для прямолинейного участка дороги определяем угол поперечного наклона дороги:
.
В ряде случаев возникает необходимость выяснить, что раньше происходит: опрокидывание или боковое скольжение :
м/с,
Отсюда можно сделать вывод: на дороге, где коэффициент сцепления меньше коэффи-циента боковой устойчивости (φ < hб), первым будет наблюдаться боковое скольжение.
1. Васильев В.Н., Куликов М.И., Фрейндлинг А.Ф. Тяговые расчеты лесных машин с использованием ЭВМ. –Петрозаводск,1988.
2. Куликов М.И., Скобцов И.Г., Перский С.Н. Тяговые расчеты лесных колесных и гусенечных машин (Часть 1). – Петрозаводск, 2007.
3. Г.М. Анисимов и др. «Лесные машины», М. «Лесная промышленность», 1989.
4. Г.М. Анисимов и др. «ЛЕСОТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ», М. «Экология»,1997г.
5. П.П. Лукин и др. Конструирование и расчет автомобиля, М. 1984.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.