Ответы на экзаменационные билеты № 1-30 по дисциплине "Электрические машины" (Задачи эксплуатации и управления электрическим хозяйством. Обнаружение неисправности электрических машин), страница 30


Билет 30

2. Обнаружение неисправности электрических машин.

Характерные неисправности:

1.витковые КЗ из-за пробоя изоляции м/д смежными витками. Это приводит к сильному перегреву даже при номинальной нагрузке

2.короткое замыкание м/д фазами статора из-за пробоя межфазовой изоляции , или обе фазы пробиты на корпус. Проявляется в сильной вибрации; ассиметрии тока в фазах; сильный нагрев

3.КЗ обмотки фазного ротора или при пробое изоляции м/д контактными кольцами и валом. Проявление: пуск очень медленно; ротор сильно греется

4.обрыв проводников обмотки или фазы статора машин переем тока. Резкая ассиметрия токов, ↑tº, сильный шум (если машина вращалась). Если остановить, то она не запустится

5.обрыв стержня КЗ обмотки ротора: ↑вибрация; ↓υ вращения; I в обмотке статора – пульсирующий

6.нарушение контакта в цепи щёток: ↑искрения

7.нарушение контакта в цепи щёток: ↑ искрения

8.нарушение межлистовой изоляции сердечников магнитопровода в машинах перем I: ↑tº-ра

9.ослабление прессовки листов магнитопровода: ↑шум, и вибрация

10.выработка кол-ра и контактных колец, ослабление нажатия щёток: ↑tº-ра

11.засорение вентиляционных или охлаждающих вент каналов: ↑нагрев

12.износ подшипников: центровка нарушена и ↑ вибрация

13.нарушение балансировки: муфты, ротора: вибрация.

Из анализа неисправностей: вывод: различные причины могут вызывать одни и теже проявления неисправности. Это не всегда позволяет однозначно установить причину. Истинная причина может быть определена в процессе дефектации (поэтапное перебирание причин). Эксплуатационный персонал при работе ориентируется на перечень типовых неисправностей и способов их устранения, кот указываются в паспорте.

3 Изготовление и укладка обмоток из прямоугольного провода.

Низковольтные катушки обмоток статора из прям-о провода повторному использованию не подлежат, т.к. межвитковую эмалевую изоляцию очень сложно и нецелесообразно восстанавливать, поэтому катушки получают готовыми с завода-изготовителя.

Обмотки якоря из прям-го провода с эмалевой изоляцией повторно не применяют. Если изоляция плёночная, толщиной 0,02-0,04мм то её восстанавливают:

5.  Снимают корпусную и витковую изоляцию

6.  Рихтуют, предавая первоначальную форму

7.  Накладывают витковую изоляцию из плёнки внахлёст с 50% перекрытием.

8.  Проводники собирают в катушку и наматывают корпусную изоляцию.

Высоковольтные обмотки используют всегда повторно:

4.  Снимают старую корпусную и витковую изоляцию

5.  Наносят изоляцию вновь, также внахлёст

6.  Собирают в катушку

Ремонт стержневых обмоток роторов и обмоток полюсов

Извлечённые из пазов стержни поступают на восстановление изоляции:

7.  Снимают старую изоляцию

8.  Отжигают места изгиба стержней, нагревая до 4000С

9.  Выправляют и рихтуют стержни

10.  Наносят изоляцию на стержни

11.  Изолируют пазы

12.  Укладывают обмотки

Катушки из круглого провода не ремонтируют, а изготовляют вновь. Обмотки из прям-го провода наматывают плашмя или на ребро.

Намотанные плашмя:

7.  Разматывают

8.  очищают от старой изоляции

9.  отжигают

10.  промывают

11.  наматывают на шаблон

12.  витковую изоляцию изготавливают из картона, асбестовой ленты или миканита – устанавливают в процессе намотки катушки.

Катушки, намотанные на ребро:

12.  Растягивают гармошкой

13.  очищают от старой изоляции

14.  покрывают лаком

15.  сушат в таком растянутом состоянии

16.  прокладывают м/у витками асбестовую изоляцию

17.  Складывают

18.  заводят внутрь оправку

19.  спрессовывают на прессе или стяжками, шпильками

20.  Нагревают до t=1800С и выдерживают 1-2 часа

21.  Пропитывают в лаке

22.  накладывают изоляцию