Ответы на экзаменационные билеты № 1-30 по дисциплине "Электрические машины" (Задачи эксплуатации и управления электрическим хозяйством. Обнаружение неисправности электрических машин), страница 17

Сильные подгары, выработки, неровности, биения рабочей поверхности устраняют проточкой по наружной поверхности, коллектор не снимают, продораживают, снимают фаски, полируют, притирают щетки→наводят политуру. 

Ремонт коллектора на стальной втулке:

В отличии от выше рассмотренных на пластмассе иногда выполняются разборными→есть возможность заменить коллектор и изоляционные пластины.

Замена пластин может производиться без и со снятием коллектора с вала.

В обоих случаях произвадится разборка:

1.  Обвязывают коллекторные пластины стальной проволокой

2.  отворачивают стопоры

3.  снимают наживной конус вместе с бандажом и манжетой

4.  осматривают манжету и пластины с торца

5.  при незначительном повреждении манжеты (пробой) очищают, снимают и устанавливают на клей новую меканитовую прокладку

6.  при подгаре пластин с торца зачищают поврежденную поверхность

При пробое изоляционной прокладки между коллекторными пластинами или сильном выгорании пластин необходима их замена. Это довольно сложная операция, т.к. выемка даже одной пластины может нарушить монолитность→потеря геометрической формы. Поэтому для ремонта применяют специальные приспособления.

При ремонте коллекторов крупных эл. маш. Выполняются теже операции, что и при ремонте коллектора на стальной втулке.

При неравномерном износе рабочей поверхности пластин, биении производят его проточку при вращении якоря в собственном подшипнике. Для этого вынимают из гнезд щетки, снимают часть щеткодержателей, на фундаментной плите устанавливают суппорт с резцедержателем. Затем, вращая якорь приводным двигателем производят проточку, предварительно защитив от попадания стружки обмотку чехлами.

Одной из причин биения коллектора может быть ослабление крепления пластин, в этом случае:

·  подтяжка стяжными шпильками сначала в холодном состоянии, затем в подогретом при

·  протачивают и восстанавливают работоспособность поверхности

При замене коллекторных пластин на коллектор надевают хомут, снимают левый наживной конус и извлекают пластину через прорезь в хомуте

Ремонт контактных колец

При выработке поверхности контактных колец производят проточку. Кап. Ремонт выполняют при пробое изоляции на втулку или между кольцами, при выгорании контактной шпильки или большом износе колец.

При кап. ремонте кольца:

·  снимают с втулки

·  срезают с нее меканитовую изоляцию

·  тщательно очищают от остатков

·  вновь изолируют, собирают


Билет 16

2. Эксплуатация и техническое обслуживание кранов.

Грузоподъёмные устройства регистрируют в местных органах технадзора, кот и осуществляют контроль за их эксплуатации. Организация эксплуат ус-ва – приказом по предп-ию назначает ответственных за эксплатацию аттестованных в органах технадзора. Эксплуатация возлагается на владельца грузоподъёмных машин и организуется в соответствии с правилами надзора. Осмотр и ремонт  грузоподъёмных мех-ов производится одновременно с ремонтом эл оборудования.

Осмотр и плановый ремонт кранов выполняется на месте постоянной их стоянки. Его производят при отключенном рубильнике (вводной):

1.проверяют затяжку болто, винтов

2.осматривают контакты, натяжные пружины

3.при вкл питании проверяют последовательность контактов (пускателей  I=10…15А)

4.при вкл питании состояние тормозов. Осмотр эл оборудования.

А также проверяют исправность блокировки люков и дверей; кольцевые выключатели, хода места и тележки; ограничители высоты и грузоподъёмности.

Проверка тормозов. Для этого разгоняют кран до максимальной υ, затем выключают двигатель → засекают тормозной путь и сверяют и паспортными. Если слишком  большой → сложно найти место остановки крана (груза). Если слишком маленький → раскачивание груза. При каждом ремонте, но не реже 1 раза в год проверяют цепь заземления, а также сопр изоляции.

3. Ремонт подшипников.

Ремонт подшипников качения.