Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 8

Условно науки, как отрасли знаний, делят на общественные науки  (история, философия, право), естественные   (математи­ка, физика, химия, биология) и технические (прикладные). 22

Многосторонность функций науки анализируется в трудах классиков марксизма-ленинизма. В них наука рассматривается

как:

специфическая форма общественного сознания, основу ко­торой составляет система знаний;

процесс познания закономерностей объективно существующего мира;

определенный вид общественного разделения труда;

один из важнейших факторов общественного развития,

процесс производства знаний и их использования.

В дальнейшем для целей данного курса понятие «наука» будет использоваться, главным образом, по первому определе­нию, как сфера специальной человеческой деятельности, ознакомление с которой и является одной из целей этого курса.

Основное содержание науки как деятельности людей состо­ит в познании объективного мира, то есть в поиске этих зна­ний, но знаний не случайных, разрозненных, а в создании сис­темы знаний. Системность знаний состоит в том, что входящие в систему знания, понятия, законы не противоречат друг дру­гу, а дополняют и расширяют известное. Это отличает научные знания от ненаучных, хотя и не ложных.

Достоверность научных знаний проверяется практической деятельностью людей. Доказательство — одна из важных форм научной деятельности.

Вопросы теории познания специально изучаются студента ми в курсе марксистско-ленинской философии. Вспомним здесь некоторые основные положения.

Процесс познания, по формулировке В. И. Ленина, проходит по определенному пути: от живого созерцания к абстракт ному мышлению, и далее - - от мышления к практике.

Научное знание начинается с конкретных фактов. Факты, то есть объективно существующие явления, это материал для науки. Поэтому научный процесс познания начинается с накопления фактов, их отбора, проверки, оценки достоверности. Факты характеризуют различные стороны исследуемого явле­ния, но не объясняют его. Задача научного работника, распо­лагающего достаточным объемом фактических данных, состоит в систематизации и обобщении фактов. На основе анализа фактов формируются понятия и законы (обобщенное выражение наблюдавшихся закономерностей) и теории, которые после практической проверки могут войти в систему научных знаний)

 При недостаточном количестве фактов вырабатываются гипотезы, т. е. предположительные представления о закономер­ностях, подлежащие дальнейшей проверке при наличии воз­можностей.

Роль науки в современном обществе, как непосредственной производительной силы, может быть показана не только по су­ществу, как об этом говорилось выше, но и по форме, по чисто внешним признакам.

Наука, как сфера специальной деятельности людей, растет прежде всего численно, по объему. Научная деятельность, как род знаний, становится все более и более распространенной. Численность современного поколения научных работников составляет 90% всех ученых, когда-либо живших на земле [1]. По данным Г. М. Доброва [2] в науке и сфере ее обслуживания сейчас в мире занято более 30 млн. чел. 3a последние 30 лет создано 70% знаний человечества за всю историю его сущест­вования. За последние 250 лет со времен Ньютона численность научного персонала удваивается через каждые 12—15 лет.

«Если с конца XVIII до начала XX века развитие мировое науки обеспечивали  15 тыс. ученых, до середины XX столе­тия — 400 тыс., то в настоящее время более 3 млн. человек» [1, с. 35] (научных работников).

 Под действием современной научно-технической революции процесс развития науки ускоряется. «Соответственно увеличи­ваются и затраты государств на развитие науки. Уже сегодня такие страны, как США и СССР, расходуют на науку ежегодно приблизительно по 4%  национального дохода,  а  Англия ФРГ и Франция — от 2 до 3%» [1, с. 35—36].

В СССР в науке в настоящее время работает (без обслу­живающего персонала) более 1,4 млн. человек или более одного процента всех работающих в стране.

2. Научно-технический прогресс. Ускорение темпов развития

науки и техники

Когда употребляют понятие «научно-технический прогресс» подразумевают обычно как качественный, так и количественный рост науки и техники.

Непрерывный рост — неотъемлемая черта, общая закон! мерность развития науки как процесса познания и как движущей силы общества.

Однако анализ конкретных фактов и явлений в процесс развития любой отрасли науки, проведенный многими исследователями и в разных странах, показывает, что наука не прос­то развивается (это естественное следствие ее динамической природы), а развивается все более ускоряющимися темпами.

Два типа явлений характерны для научно-технической сто­роны развития человеческого общества:

сокращение цикла развития научных идеи (от их возникновения до необходимости пересмотра концепций, лежащих в их основе) и

сокращение периода между разработкой новых фундамен­тальных знаний и их промышленным использованием в виде новых технических средств.

Эти явления характеризуют именно ускорение темпов раз­вития как фундаментальных, так и прикладных исследований. Закономерность ускорения темпов развития науки нельзя по­нимать буквально: нельзя считать, что каждая ветвь, каждая отрасль науки непрерывно ускоряет свое развитие.

Если понимать ускоряющиеся темпы развития пауки бук­вально, можно прийти к парадоксальному выводу: «Если за­кон, которому подчиняется рост числа ученых, будет действо­вать в течение еще двух столетий, то все мужчины, женщины и дети, все собаки, лошади и коровы будут учеными» [1, с. 36]. Эта шутка, высказанная одним из специалистов, своей бес­смысленностью наглядно показывает, что нельзя так прямоли­нейно экстраполировать тенденции, имевшие место в прошлом, на далекое будущее.