Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 13

 СССР установлены два уровня ученых степеней: кан­дидат наук и доктор наук, что дает значительно большие воз­можности для реальной оценки квалификации научных работ­ников, чем система зарубежных капиталистически к стран, в которых в принципе тоже две ученых степени, но уровень их иной. Степень магистра наук, присуждаемая высшими учеб­ными заведениями (университетами) этих стран по существ) эквивалентна высшему техническому образованию и диплому инженера в нашей стране, Степень магистра свидетельствует, главным образом, об уровне образования, а не о научной квалификации ее обладателя. Вторая ученая степень -доктора наук — за рубежом практически эквивалентна степе­ни кандидата наук в нашей стране.

Ученая степень доктора наук (технических, физико-маг­матических, биологических и т. п.), присуждаемая в СССР и считающаяся признаком высшей квалификации научного ра­ботника, за рубежом соответствующего эквивалента не имеет.

Основанием для присуждения ученой степени    кандидата или доктора наук в СССР является разработка н публичная защита соответствующей диссертации (кандидатской или докторской). Диссертация представляет собой общественно признанные результаты самостоятельной научное работы соискателя степени. Защита диссертации производится на заседаниях специализированных ученых советов по присуждению сте­пеней, в состав которых входят наиболее квалифицированные специалисты данной отрасли.

Диссертации в области тепловозостроения тепловозной тяги принимаются специализированными советами по специ­альности «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов».

Кандидатские диссертации соискатели готовят либо само­стоятельно, либо в процессе обучения в аспирантуре при ву­зах и научных учреждениях (очно или заочно). В аспиранту­ру принимаются (по установленным планам) выпускники вузов, хорошо проявившие себя в учебе и показавшие склонно­сти к научной работе и, как правило, имеющие опыт производственной работы по специальности (или после его приобретения).

Прием в аспирантуру осуществляется конкурсным путем по результатам специальных вступительных экзаменов (по истории КПСС, специальности и иностранному языку).

Докторские диссертации представляют результат длительной и самостоятельной работы соискателя и должны показать его соответствие высшему уровню научной квалификации.

Требования к диссертациям, правила проведения  их о суждения и защиты устанавливаются инструктивными указаниями специального правительственного  органа —   Высшей аттестационной   комиссии    (ВАК)    при   Совете   Министр СССР.

Кроме ученых степеней, оценивающих научную квалификацию, в нашей стране существует система ученых званий присуждаемых научным и научно-педагогическим сотрудникам в соответствии с характером и уровнем выполняемой им работы.

Для работников научных учреждений установлены учены звания: младший научный сотрудник и старший научный сотрудник. Они присуждаются лицам, избранным по конкурс на соответствующие должности и успешно проявившим себя на этой работе (звание старшего научного сотрудника присуждает ВАК лицам, имеющим ученую степень кандидата ил! доктора наук по ходатайствам советов научных учреждений)

Научно-педагогическим работникам вузов установлены уче­ные звания: ассистент, доцент, профессор, которые также присуждаются лицам, избранным по конкурсу на соответствующие должности в вузе. Звания доцента и профессора присуждает ВАК. Доцентом может быть преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук, а профессором — доктор на ук, успешно выполняющий свои обязанности в вузе по этой должности.

Научные учреждения. Научные исследования в нашей стране проводят специальные научные учреждения — научно-исследовательские институты — и высшие учебные заведения.

Научная работа в вузах должна быть отмечена особо. Хотя вузы по основному назначению — учебные заведения, они традиционно выполняют большой объем научных исследований. Научная работа является служебной обязанностью каж­дого преподавателя, тем более имеющего ученую степень или звание. Вклад вузов в научную работу страны увеличивается путем создания учебно-научно-производственных объединений вузов с научными организациями и предприятиями промышленности и транспорта. Такие объединения позволяют прибли­зить обучение студентов к производству и одновременно ис­пользовать научный потенциал вузов для ускорения научно-технического прогресса на конкретных предприятиях.

Научную работу в вузах выполняют кафедры, которые яв­ляются основными ведущими структурными подразделениями вуза, и специально организованные при них проблемные и от­раслевые научно-исследовательские лаборатории. Активное участие в выполнении этих работ принимают студенты вузов.

Научно-исследовательские институты (НИИ), как специ­ализированные научные учреждения, в стране делятся на две группы.

Одни из них входят в состав Академии наук СССР, которая объединяет исследования по важнейшим проблемам есте­ственных и общественных наук, проводимые в ее институтах, а также координирует деятельность других НИИ и вузов по этим проблемам. «Академические» НИИ занимаются в основ­ном фундаментальными теоретическими исследованиями, что и определяет их профиль и наименование (Институт филосо­фии, Энергетический институт, Физический институт, Инсти­тут космических исследований, Математический институт и т. д.). В эту же группу научных учреждений входят НИИ си­стемы Академий наук союзных республик и отраслевых ака­демий (Академии медицинских наук, Академии педагогиче­ских наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина и др.). Работа всех этих учреждений коор­динируется Академией наук СССР.

Другую основную группу научных организаций составляют отраслевые НИИ и другие научные учреждения минис­терств и ведомств.

Общую координацию работ этих учреждений осуществля­ет Государственный комитет Совета Министров СССР по нау­ке и технике (ГКНТ).