Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 16

научная литература. Это литература для специа­листов, она обычно издается небольшими тиражами, рассчи­тана на квалифицированного читателя. Сюда относятся моно­графии (книги, посвященные одной научной или технической проблеме, или излагающие состояние отдельной отрасли зна­ния), сборники трудов научных организаций и вузов, отрас­левые научные журналы;

научно-популярная литература — литература для неспециалистов, делающая доступным для массового читате­ля понимание довольно сложных научных вопросов, современ­ных достижений науки и техники. Популярные труды — это, главным образом небольшие книги-брошюры;

производственно-техническая литература. Это тоже массовая литература, но специальная, рассчитанная на работающих в данной отрасли на разных ее уровнях (инже­неров, техников, квалифицированных рабочих). Она обычно посвящена описанию конкретных машин, процессов, распрост­ранению передового опыта, а также достижениям и перспекти­вам данной и смежных с нею отраслей производства. Такое назначение могут иметь и книги, и брошюры, и журналы;

учебная литература. Это учебники и учебные пособия, предназначенные для вузов, техникумов, технических школ и училищ, институтов повышения квалификации. Эти книги со­держат систематизированное, соответствующее учебным про­граммам, изложение предмета, необходимое для его первона­чального изучения;

справочная литература. Сюда относятся различные справочники, энциклопедии, словари и прочие подобные изда­ния. Они содержат, главным образом, фактические данные (физические, исторические, статистические и т. д.);

официальная литература. Это издания официальных Документов (постановлений, приказов, инструкций) либо в виде сборников, либо в виде периодических бюллетеней государственных организаций (министерств, ведомств). Сюда же можно отнести авторские свидетельства на изобретения, го­сударственные и отраслевые стандарты.

По периодичности издания вся литература делится на разовые (единовременные или непериодические, периодические и продолжающиеся издания.

Разовые научно-технические издания — это книги (моно­графии, учебники) и брошюры. Они выпускаются по планам государственных издательств.

В области тепловозостроения и тепловозной тяги такую ра­боту выполняют два общесоюзных издательства: «Машино­строение» и «Транспорт». Книги, представляющие большой интерес и пользующиеся спросом, и в частности учебники, время от времени переиздаются (то есть выпускаются повтор­но). Это происходит нечасто — раз в несколько лет. При этом авторы обычно перерабатывают свои книги, дополняя их новы­ми материалами и исключая устаревшие. Поэтому переиздан­ная книга — это, по существу, новая книга, и о всех книгах можно говорить как о разовых изданиях.

Периодические издания — это журналы. Специальные журналы могут быть по содержанию научными и производст­венно-техническими. В соответствии с ранее приведенной клас­сификацией уровня и назначения литературы журналы пер­вого типа предназначены для специалистов более высокого уровня и выпускаются относительно небольшими тиражами. Журналы второго типа — массовые, предназначены для ши­рокого круга читателей, как инженерно-технических работни­ков, так и для квалифицированных рабочих. Такие журналы издаются большими тиражами.

Указанные издания содержат первичную информацию, то есть непосредственное изложение результатов исследований и разработок, а также обзорные и обобщающие статьи, оцени­вающие состояния того или иного вопроса или обобщения ря­да работ, посвященных одной проблеме или преследующих одну и ту же цель.

Существует другой тип периодических изданий — рефера­тивные, содержащие узко тематический подбор вторичной ин­формации в виде сжатого (реферативного) изложения мате­риалов, уже опубликованных в широком круге изданий, час­то недоступных или находящихся вне обычного ноля зрения специалиста, особенно если они публиковались за рубежом. Наличие реферативных изданий значительно расширяет воз­можности специалиста, сокращает затраты времени на освое­ние новой информации. Подготовкой и изданием рефератив­ной информации заняты специальные организации, в ее пере­работке участвуют высококвалифицированные специалисты.

Перечислим наименования основных журналов, в которых

публикуются материалы по локомотивам и локомотивному хозяйству и с которыми чаще всего приходится иметь дело тепловозникам — инженерам и научным работникам.

А. Общежелезнодорожные журналы

Железнодорожный транспорт — ежемесячный технико-экономический журнал Министерства путей сообщения СССР.

В своей рубрике «Технические средства» помещает статьи, в том числе и связанные с подвижным составом: локомотива ми и вагонами. 12 номеров в год, тираж более 13 тыс. экземп­ляров.

Железные дороги мира — ежемесячный журнал Министер­ства путей сообщения СССР, в котором в переводе на русский язык публикуются статьи из соответствующего журнала Международной ассоциации железнодорожных конгрессов.

Вестник Всесоюзного научно-исследовательского институ­та железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) — научный журнал, периодичность 8 номеров в год, тираж до 2 тысяч эк­земпляров. В нем публикуются результаты научных исследо­ваний института по всем отраслям железнодорожного хозяй­ства, в том числе и по вопросам теории и конструкции локомо­тивов, работы локомотивного хозяйства.

Б. Отраслевые журналы

Электрическая и тепловозная тяга — ежемесячный массовый производственный журнал Министерства путей сообщения СССР. Целиком посвящен вопросам локомотивов и локомотивного хозяйства. Помещает статьи о новой технике, в том чис­ле и зарубежной. Тираж более 100 тыс. экземпляров.

Двигателестроение - журнал Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, в котором находят от­ражение вопросы совершенствования тепловозных двигателей 12 номеров в год.

Электромеханика — журнал Министерства электротехнической промышленности. В нем могут   публиковаться статьи по электрическому оборудованию тепловозов.  12 номеров в год.

В. Реферативные журналы