Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 3

Русские инженеры-тяговики В. И. Лопушинский, А. С. Ра­евский, Е. Е. Нольштейн, М. В, Гололэбов, Б. С. Малаховский создали ряд новых конструкций в паровозостроении. В  этой работе активно участвовали инженеры служб тяги многих же­лезных дорог. Специалисты стремились к обмену опытом, сов­местному решению сложных вопросов. Первый съезд инжене­ров службы тяги в России был созван в 1879 г. Он был и пер­вым в мире, хотя мысль о таких съездах высказывалась и в За­падной  Европе.  С   1885 г    стали созываться международные железнодорожные съезды (конгрессы), в которых русские спе­циалисты играли заметную   роль. Четвертый    такой съезд в 1892 г. проводился    в Петербурге. Его председателем был Н. П. Петров (1836—1920), автор гидродинамической теории трения. Он был организатором строительства Великой Сибирской магистрали. В 1896 г. по инициативе Н. П. Петрова в Москве было основано Инженерное (училище, которое теперь стаж Московским институтом инженеров железнодорожного транс порта.

В 1912 г. было создано первое в мире научно-исследовательское железнодорожное учреждение  — «Контора  опытов над паровозами». Руководителем «Конторы» был один из наиболее опытных в то время инженеров-тяговиков проф. Ю. В. Ломо­носов, впоследствии организатор строительства одного из пер­вых в мире тепловозов '.

Разносторонним и высококвалифицированным    инженером был Я. М. Гаккель (1874 — 1945), создатель, первого магистрального тепловоза [6].

Развитию паровозостроения в нашей стране способствова­ли многие известные инженеры в предвоенное время и после Великой Отечественной войны. К ним относятся конструкторы Коломенского и Ворошиловградского заводов К. Н. Сушкин, Л. С. Лебедянский, П. М. Шаройко, М. Н. Щукин и другие2.

Послевоенное тепловозостроение развивалось в СССР уси­лиями инженеров Харьковского завода им. Малышева, Воро­шиловградского, Коломенского и других заводов. Среди них А. А. Кирнарский, Н. А. Соболь, Б. Н. Струнге, П. А. Сорока, А. П. Турик, М. Н. Найш, Б. С. Поздняков, Г. А. Жилин, И. И. Сулимцев и другие. Совершенствование тепловозов осу­ществлялось при непосредственном участии ведущих инжене­ров Тепловозного управления МПС: В. М. Терехова, С. Н. Суржина, Г. С. Рылеева и др.

В наше время тепловозостроение и тепловозная тяга развиваются силами многих тысяч представителей новых поколений инженеров-тепловозников, в том числе выпускников МИИТа, Железнодорожный транспорт, его тепловозное хозяйство и локомотивостроительная промышленность страны в XII пятилетке будут развиваться при участии нынешних студентов-тепловозников, будущих молодых инженеров.

1Борин А. Б. Состязание. —М.: Молодая гвардия,  1972—  192 с А Н

2Развитие локомотивной  тяги./Под ред.  Н. А.  Фуфрянского и А.М. Бевзенко — М.: Транспорт, 1982. — 303 с.

2. Виды инженерной деятельности и их особенности

Инженер в современном производстве. В настоящее время инженер - это специалист с высшим техническим образова­нием, занимающий инженерную должность.

Инженер вообще, и каждый инженер в частности, незави­симо от конкретной специальности имеет дело с созданием чего-то нового (машин, приборов, зданий, сооружений, систем и т. д.). Именно это, как ни странным может показаться, отли­чает работу инженера от работы научного работника, ученого

Последний в первую очередь изучает объективную реальность, закономерности природы, то есть то, что существует, но еще не познано человеком. Инженер же может создавать то, чего в природе не было: строить дома, машины, организовывать их производство, сооружение и дальнейшую эксплуатацию. Для этого в свой работе инженер использует те научные знания о законах природы, свойствах реальных объектов, которые полу­чены трудом ученых, научных работников, и находит им прак­тическое, полезное для общества, применение.

С другой стороны новое создают не только инженеры. Ма­тематики находят новые решения, химики создают новые ма­териалы, художники пишут новые картины и т. п.

Про инженера можно сказать, что, создавая новое, он ре­шает свои, инженерные задачи. Следовательно, содержание ра­боты инженера состоит в решении инженерных задач. Но тог­да надо определить, что же такое инженерная задача? Ясно, что решение такой задачи, исходя из существа инженерной де­ятельности, должно быть связано с созданием чего-то нового.

Но прежде чем пытаться сформулировать ее общее опреде­ление, рассмотрим различные виды работы инженера, которые определяются не специальностью, а характером его работы на конкретных рабочих местах.

Виды инженерной деятельности. Инженер любой специаль­ности может работать в своей отрасли, на своем предприятии на различных стадиях производственного процесса: в конструк­торском или технологическом бюро, в проектной организации, непосредственно на производстве (в цехе) или в экспериментальном подразделении или в научной лаборатории и т. д. Кроме этого, сама производственная отрасль, в которой работает специалист, может быть связана либо с созданием техники (машиностроение, например, в том числе и тепловозостроение), либо с ее использованием и обслуживанием. Такова работа инженеров локомотивного и вагонного хозяйства на же­лезнодорожном транспорте, инженеров в авиации, на автотранспорте, в сельском хозяйстве, в горнодобывающей промышленности и т. п.

На разных участках производственной деятельности инженер решает разные задачи:

инженер-проектировщик определяет основные параметры и характеристики проектируемых   объектов (машин, процессов систем) исходя из их назначения, условий работы и т. п.;

инженер-конструктор создает схему новой конструкции, рассчитывает ее и разрабатывает чертежи, по которым ее можно изготовить;

инженер-технолог определяет основные принципы техноло­гии изготовления деталей разработанного конструктором объ­екта, рассчитывает технологические процессы, конструирует не­обходимую технологическую оснастку для обеспечения нужных масштабов производства;

инженер-организатор производства обеспечивает реализацию разработанных технологом процессов, организует труд рабочих и эффективное использование станочного оборудования, имея целью выполнение планов выпуска продукции с наименьшими затратами;